Так, можно говорить о том, что само современное представление об индустриальных отношениях, выработанное в рамках подхода, интегрирующего изучение объективных структур, характеристик и взаимосвязей с анализом представлений, мнений и субъективных оценок акторов, стало возможным лишь в результате практического подтверждения экономической эффективности «человеческого фактора» в интенсивном производстве на определенном этапе технологического, культурного и политического развития общества.
В этой связи также вполне логичным является возрастание в настоящее время значимости анализа осознаваемых, вербализованных оценок аспектов индустриальных отношений, выявляемых социологическими исследованиями, отвечающее глобальной тенденции гуманизации современной экономики.
Достаточно объективным, по нашему мнению, референтом «осознания» обществом появления или выдвижения в число значимых для производства тех или иных связей и структур отношений служит интенсивность научных исследований по данной проблеме и использование их результатов в управленческой практике (совпадение уровня «готовности» науки и общества).
В частности, известна попытка укрупненного сопоставления этапов промышленного развития США с изменением теории и практики управления. По утверждению автора исследования, в первой фазе (1850-1950) промышленность ориентирована исключительно на максимизацию прибыли в условиях неполного спроса на продукцию, управление полностью в руках предпринимателей и высших управляющих, основное средство регулирования отношений с работниками - зарплата. В 1951-70 гг. достигнута стадия товарного накопления на фоне появившихся в крупном производстве социально-экономических трудностей более высокого уровня сложности. Управление стратегически ориентировано на децентрализацию и развитие мотивации. Разделены функции высшего, среднего и низового звеньев управления в работе с персоналом. На третьем этапе, после 70-х гг., произошло осознание обществом тесной связи технологии, экономики, социальных процессов и экологии, что повлекло пересмотр роли человека на производстве, влияния производства на жизненную среду и общественные отношения и др. К этому же периоду относится начальный этап практической интеграции на уровне предприятия концепции «организационной психологии» или «организационного развития». Толчком к её обособлению в качестве самостоятельной линии стала неспособность других подходов удовлетворительно объяснить (а значит, и обеспечить осмысленное регулирование для достижения необходимых результатов) эмпирически зафиксированные в исследованиях факты существенных отличий показателей стабильности работников и отношения к труду на предприятиях с одинаковыми производственными результатами, но с разными принципами управления.
Предприятие стало рассматриваться как «открытая система», взаимодействующая с внешней средой, чьё влияние в первую очередь осуществляется через психологию персонала. От того, как именно преломляются во внутреннем мире работников цели предприятия (и действия по их достижению), зависит конечная эффективность его функционирования. Можно сказать, что концепция «организационного развития», акцентирующая внимание на динамике связей и отношений всех элементов гетерогенной системы и внешней среды, при признании исключительной роли «человеческого фактора» определенным образом завершает подготовку к переходу от тейлоровского наследства к постиндустриальной системе управления всем комплексом отношений в производстве. Её прямыми следствиями являются децентрализация управленческих решений, ориентация на высшие мотивационные потребности работника и улучшение внутренних коммуникаций.
Инновационная деятельность и экономическое развитие государства
рост
В современном мире формируется новая система ценностей. Мировое
развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при
этом является инновационный характер капитала, который базируется на научных
достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Одной
из главных ...
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...