Своеобразным подтверждением существенного значения особенностей религиозной этики для успешности функционирования в капиталистической экономике является тот факт, что наиболее известные русские промышленники - Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы - выросли в старообрядческих семьях, исповедовавших дух аскетического рационализма. Обнадёживающим в русле хотя и хронически опаздывающего, но всё же разворачивающегося в настоящее время теоретического осмысления проблем и перспектив реформирования российского общества представляется устойчивое включение особенностей религиозного сознания населения в состав основных социокультурных факторов, детерминирующих мотивацию деятельности [6] и др.
Понятие социокультурного контекста включает в этом смысле и временной параметр. В силу этого вряд ли может быть оправданно, например, нормативное перенесение без дополнительных исследований принципов деятельности органов производственного самоуправления Германии, где первый закон о рабочих советах был принят в 1891 г., на современную российскую почву, не имеющую подобных традиций.
При всем многообразии структур отношений в производстве и вне его, существующих реально и могущих быть сконструированными, к основным, определяющим особенности восприятия и способа реализации производственного взаимодействия индивида относятся его позиции в структурах отношений:
• собственности на средства производства (выделявшихся в марксистской традиции как приоритетные, определяющие все остальные);
• собственности на рабочую силу, в том числе собственную;
• власти - подчинения, в производстве рассматриваемых преимущественно как отношения статусов в структурах формального (официального) управления;
• неформального взаимодействия;
• профессиональной, квалификационной, образовательной и демографической дифференциации и др.
Если регулирование характера связей и взаимоотношений участников трудового процесса в первых двух выделенных структурах осуществляется в рамках «трудовых (или социально-трудовых) отношений» на всех уровнях, то остальные являются объектом управления и руководства преимущественно на уровне предприятия. Управление, таким образом, представляет собой, прежде всего способ оптимизации отношений, ибо регулирование как целенаправленное изменение позиций (статусов) в любой формализуемой целостности - это способ потенциального изменения взаимодействия (связей и отношений) в реальной совместной организованной деятельности. Возможно, в этой же плоскости лежит различение традиционного смысла понятия «управление» и современного термина «менеджмент», учитывающего и опирающегося на регулирование всех типов связей и отношений (в том числе субъективных оценочных). Похожее понимание становится достаточно распространенным в новейшей западной специальной литературе. Организация рассматривается в виде сети организационных единиц, управление которыми предстает как целенаправленное регулирование связей и отношений между и внутри них. Причем характерным является вполне рационально обоснованный подчёркнутый уход от попыток решения «вечных» вопросов: задача построения исчерпывающей классификации типов и видов отношений даже не ставится. Их структура в каждом конкретном случае определяется интересами достижения прикладных целей. Так, например, в литературе по теории вмешательств выделяются как базовые отношения силы и зависимости, отражающие степень влияния людей друг на друга; отношения при ведении переговоров; деловые отношения и социоэмоциональные отношения [6] и др.
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...
Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - состояние экономической
системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема
покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического
равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического
равновесия тесно связано с ...