Инфляционные процессы в Республике Беларусь, их последствия и принимаемые антиинфляционные меры

Анализ инфляционных процессов в Беларуси в 1991-2004гг. позволяет выделить пять этапов, различающихся природой и динамикой:

· 1991 г. - первое полугодие 1992 г.: скрытая инфляция спроса, существовавшая в административно-командной системе, переходит к ползучей, а от нее - к галопирующей инфляции.

· Второе полугодие 1992-1994 г.: открытая инфляция спроса со второго полугодия 1993 г. в значительной мере замещается инфляцией предложения, включающей в себя «импортируемую» инфляцию; галопирующая инфляция сменяется гиперинфляцией.

· 1995-1997 гг.: одновременно развивается инфляция спроса и предложения, имеются элементы скрытой инфляции, галопирующая инфляция в отдельные месяцы опускается до ползучей.

· 1998-2000 гг.: сохраняется одновременное протекание инфляции спроса и предложения, особое влияние на рост инфляции предложения оказывает «импортируемая» инфляция, связанная с российским финансовым кризисом 1998г., продолжается существование открытой и скрытой инфляции; по уровню инфляция повышается до галопирующей.

· 2001-2004 гг.: инфляция спроса сохраняется, однако превалирующей становится инфляция предложения, значительную роль в сохранении которой играет «импортируемая» инфляция; наблюдается неуклонное снижение темпов галопирующей инфляции с видимыми перспективами перехода ее в ползучую [13].

Либерализацию экономических отношений, и в частности либерализацию ценообразования, следует рассматривать как фактор, ограничивающий рост цен. При правильном и продуманном использовании рыночных инструментов, создании условий для здоровой конкуренции цены потребительского рынка будут сдерживаться путем вовлечения новых субъектов экономических отношений в сферу производства и реализации потребительских товаров и услуг.

Либерализация ценообразования предполагает два основных направления развития. Первое направление связано с быстрым и резким переходом на новый уровень цен, что влечет существенный рост инфляции в стране, усиление ценовых диспропорций, снижение реальных доходов населения. Именно по такому сценарию проходил процесс либерализации ценообразования в 1992-1994 гг., когда среднемесячный рост цен на потребительском рынке составлял 26-30%, что привело к значительному снижению уровня жизни населения Беларуси. Шоковый вариант либерализации, как правило, вынужденный, неподготовленный, обусловленный отсутствием или неразвитостью рыночных инструментов и механизмов, несоответствием законодательных норм реальным экономическим процессам.

Второй вариант либерализации предполагает плавный, постепенный переход к свободному ценообразованию по мере осуществления рыночных реформ, выработки концептуальных подходов, общих принципов построения системы ценообразования в стране. В данном случае либерализация проходит в несколько этапов, заключающихся в снятии различных барьеров и ограничений при формировании цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продукцию, предназначенную на экспорт, товаров и услуг на потребительском рынке. Именно в таком направлении проходил процесс ценовой либерализации в стране начиная с 2000 г. Тем не менее приоритет в проведении ценовой политики государства принадлежал прямому (административному) регулированию. Рыночные методы формирования и регулирования цен во многих сферах не применялись в полной мере, поскольку не было достаточной нормативно-правовой базы, или, говоря по-другому, не были установлены «правила игры» (институциональная среда), формирования и регулирования цен рыночными инструментами.

Начиная с 2008 г. был отменен ряд основополагающих, с точки зрения административного регулирования, документов - «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» (сентябрь 2008 г.) и «Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов» (март 2011 г.), достаточно жестко регламентировавшие формирование оптовых и розничных цен и тарифов на потребительском рынке страны. Таким образом, к 2011 г. появились предпосылки перехода к новому этапу либерализации, что и было закреплено в институциональном плане принятием двух документов - Директивы Президента РБ №4 [9] и Указа Президента РБ №72 [8]. В частности, Директивой Президента РБ №4 от 31.12.2010 г. в ценовой сфере предусматривается снижение уровня административного ценового регулирования. Это, в свою очередь, связано с переходом к рыночным механизмам ценообразования, исключением вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отменой различного рода ограничений в оптовой и розничной торговле.

Также прогрессивным, с точки зрения совершенствования правового поля ценообразования и проведения ценовой политики, является принятый в начале 2011 г. Указ Президента РБ №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Указ предусматривает сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые ...

Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru