- экономическое стимулирование увеличения финансовых ресурсов предпринимательского сектора экономики для ИР и инноваций - снижение налоговой нагрузки на инновационно активные предприятия; исключение налогообложения внебюджетных источников финансирования ИР; максимальное снижение таможенных платежей и пошлин на оборудование, приборы, материалы для научных целей и инноваций;
- усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, что предполагает усиление инновационной составляющей ИР, в том числе и фундаментальных. В условиях ограниченности бюджета необходима инвентаризация и отбор имеющихся научных заделов с позиций перспектив их коммерциализации и концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях;
- повышение роли интеллектуальной собственности как стимула для исследователей и как временной монополии производителей на использование нового знания, обеспечивающей успех в конкуренции. Здесь важно не только совершенствование национального законодательства, но главным образом развитие зарубежного патентования отечественных изобретений как условия развития экспорта технологий и привлечения иностранных инвестиций;
- развитие международного научно-технического сотрудничества в направлении продвижения отечественных достижений на внешний рынок и главное - участия в совместных исследовательских и инновационных проектах. Наиболее эффективным механизмом здесь является дальнейшее формирование единого научно-технологического пространства Беларуси и России и вхождение в Единое европейское исследовательское пространство, перспективы которого открываются перед Беларусью через достаточно развитое в настоящее время участие в программах и проектах международных организаций;
- участие государства в создании и развитии объектов инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.), содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства;
- развитие инновационной активности населения - воспитание ноосферного мышления, интереса, предпринимательских способностей и готовности к инновационным действиям всего общества. Этот комплекс качеств характеризует человеческий капитал и объединяется понятием «ноосферная культура».
Еще одним из направлений для повышения уровня инновационности национальной экономики можно считать государственно-частное партнерство (ГЧП) под которым следует понимать сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры, внедрения инноваций и оказания общественных услуг. Во всем мире инструмент ГЧП используется достаточно давно. Так, в первые годы советской власти многие месторождения отдавались иностранным инвесторам на основе концессионных соглашений. Концессия - это первая форма, в которой государство и бизнес выступают партнерами.
Сегодня вопросы участия частного бизнеса в финансировании науки и производства становится все актуальным и для Беларуси. Вместе с тем реализация механизма ГЧП требует наличия новых факторов:
1) закона о государственно-частном партнерстве;
2) государственной программы инновационного развития промышленности;
3) высокотехнологичных, инновационно активных предприятий;
4) привлекательного для бизнеса законодательства в различных сферах (налоги, интеллектуальная собственность и др.)
Для того чтобы этот механизм действовал в первую очередь следует организовать подготовку специалистов - как чиновников, руководителей предприятий, так и менеджеров компаний. В вузах, желательно на последних курсах обучения, ввести соответствующий курс лекций с приглашением ведущих профильных специалистов. Организовать цикл зарубежных стажировок в странах, имеющих опыт реализации ГЧП.
Кредитно-банковская система РБ
Банки
- одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их
деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны.
Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении
функционирования на ...
Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение
продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие
от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно
различают:
- по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию
продовольствия для дост ...