Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики».
Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики.
Товары, которые еще вчера квалифицировались экономистами как однородные, сегодня приобретают все большую дифференциацию: реальную или условную, стимулируя всякий раз большую дисперсию цен. Любой товар (от хлеба до автомобиля) продается в ценовом коридоре, в несколько раз превышающем минимальную стоимость соответствующего блага. Как это отражается на экономике: положительно или отрицательно? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку, с одной стороны, усиление дифференциации, в том числе и по уровню цен, ведет к более полному удовлетворению нужд потребителей, обеспечивает их способность найти для себя такую версию товара, которая позволит наилучшим образом максимизировать собственную полезность при имеющемся доходе; с другой - чрезмерная дифференциация, обосновывая широкий диапазон цен, нарушает пропорции обмена товаров в экономике.
Сегодня экономической банальностью считается факт равенства стоимостей, скажем, "дизайнерского кошелька" и годового бюджета выживания африканской семьи. Почему здесь не срабатывают рыночные регуляторы? Почему экономика направляет ресурсы не на производство тех товаров, дефицит которых критичен, а на создание новых моделей телефонов, компьютеров или улучшенной формулы стирального порошка, которая от предыдущей отличается только более высоким уровнем цены?
Ответ на этот вопрос мы нашли у Г. Задорожного. Он считает, что причина ускоренной дифференциации товаров кроется в стремлении фирм завоевать маркетинговую власть - такую форму реализации экономической власти, главным назначением которой является искажение информации о товаре в пользу выпускающей его фирмы [1]. Речь идет о формировании в сознании покупателей такого представления о товаре, которое, с одной стороны, будет выделять его среди существующих на рынке аналогов, а с другой - убеждать потребителя в крайней необходимости приобрести именно этот товар.
Такая же точка зрения на дифференциацию продукции и у Э. Тоффлера [2], Дж. Гэлбрейта [3, с. 165-176], Р. Шмалензи [4], П. Милгрома [5], Ж.Я. Габжевича и Ж.-Ф. Тиссе [6], которые, формируя теоретико-методологическую базу исследования проблемы сознательной и целенаправленной дифференциации товаров, до сих пор избегали исследования непосредственной взаимосвязи между мерой дифференциации товаров и рыночной властью их производителей.
Если же подчеркивать эту пока еще неявную связь товарной дифференциации с рыночной властью как средством монополизации экономики и нарушения пропорций обмена товаров в пользу носителя рыночной власти, то становятся понятными стремление субъектов хозяйствования к дифференциации и способность такой товарной политики создавать целый ряд экономических диспропорций, что в совокупности с действиями других факторов формирования современной бизнес-среды экономической активности обеспечивают негативные эффекты.
С учетом этого, целью данной работы являются установление взаимосвязи между мерой дифференциации товаров и рыночной властью их производителей, а также разработка методологии измерения последней.
Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Разработка инвестиционного проекта
Все предприятия в той или иной степени связаны с
инвестиционной деятельностью. Чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо
наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно
действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из
самых главных мест.
В усл ...
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...