инновационный стратегия конкурентоспособность
Тема контрольной работы «Инновационные стратегии предприятий» по дисциплине «Управление экономикой».
К сожалению, Украина так и не заняла надлежащего места в мировом инновационном процессе, оставаясь страной, где развиты наука и техника, но при этом слишком медленно внедряются в хозяйство научные открытия и технические изобретения (как собственные, так и заимствованные).
Основной причиной торможения перехода к инновационному типу развития украинской экономики является отсутствие у отечественных предприятий четко выраженного направления личного бизнеса по инновационному пути развития, отображенного в соответствующей стратегии. Однако альтернативы такому переходу в условиях глобализации, мультивекторной интеграции и высоких уровней материало- и энергоемкости конечной продукции, а следовательно, и ее неконкурентоспособности как в восточном, так и в западном рыночном пространстве, не существует. Собственно, стратегия определяет логику бизнес-развития предприятия с целью обеспечения его долговременной конкурентоспособности и прибыльности в изменчивой рыночной среде. Она должна представлять собой инновационную бизнес-модель, которую будет избирать предприятие ко всем своим видам бизнес-деятельности для обеспечения их конкурентоспособности и прибыльности на основе инноваций во всех звеньях формирования потребительной стоимости как отдельно каждого продукта, так и совокупного бизнеса. В настоящее время Украину характеризуют декларативный тип государственного стимулирования инновационного развития, сохранение остаточного принципа государственного финансирования инновационной сферы, несовершенство структуры и низкий уровень развития институций инновационной инфраструктуры, неблагоприятная кредитная политика коммерческих банков, отсутствие государственной программы стимулирования инновационных сдвигов в промышленности, деформированная научно-техническая база отраслевой и заводской науки, сохранение диспропорций в сфере обновления материально-технической базы промышленности, высокий уровень материале- и энергоемкости конечной продукции и т. п.
Сравнивая энергоемкость ВВП Украины и других стран, констатируем, что наш ВВП по этому параметру в 3-5 раз превышает показатели развитых стран [1]. Несмотря на позитивную динамику, отечественная экономика остается одной из наиболее энергоемких, превышая мировой уровень в 2,5 раза. Среднемировая энергоемкость ВВП в 2010 г. составляла 0,19 кг эквивалента нефти на 1 дол. мирового внутреннего продукта, в Украине - 0,39 кг. Такая ситуация существенно снижает конкурентоспособность отечественного бизнеса и его продукции на мировых рынках, тормозит развитие национальной экономики, предопределяет зависимость Украины от импортируемых энергоносителей (особенно российского газа), что угрожает экономической, энергетической и в целом национальной безопасности.
В этом контексте необходимо отметить, что сегодня предприятиям для повышения прибыльности своего бизнеса (производства) кроме, собственно, инвестирования средств в больших размерах в исследования и разработки надлежит также обеспечить их эффективное использование в соответствии с наиболее удачной инновационной стратегией. Эта стратегия, например, в форме так называемой кривой профиля инновационной стратегии любого уровня, будет указывать на основные направления и уровень предлагаемых инноваций (по принципу "четырех действий") в бизнесе предприятия и формирующих его бизнес-процессах (звеньях цепочки стоимости). Они, согласно критерию их отдачи, должны определяться по уровню роста объемов производства и продажи, прибыли, доли рынка и т. п. Как показывает практика и проведенные исследования (в частности, американским ученым, профессором Массачусетского университета Г. Морби [2]), прибыльность производства, бизнеса и предприятия зависит не столько от абсолютных затрат на НИОКР, сколько от обеспечения их эффективного использования согласно избранной наиболее рациональной стратегии долгосрочного научного и технологического развития. Следовательно, идентификация и выбор адекватной инновационной стратегии для конкретного предприятия в определенной ситуации (детерминированной, с одной стороны, его социально-экономическими и инновационными целями и заданиями, конкретизирующими их, а с другой - параметрами детерминант инновационного развития) и в рамках сложной системы обеспечения его конкурентоспособности в динамичной рыночной среде являются ключевыми вопросами стратегического управления предприятием в целом и его инновационной деятельностью в частности.
Магазин Вестфалика
Разработка
бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм
планирования в рыночной экономике.
Бизнес-план
- это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия,
анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет
способы решения этих пробл ...
Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность
темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт
конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие
патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые
производительно используются в целях максимизации прибыли и других
экономическ ...