Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:
· формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
· степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
· состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
· наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
· наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.
Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
· полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
· уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
· себестоимость отдельных изделий;
· отдельные статьи затрат;
· затраты по центрам ответственности.
Таблица 23
Показатели |
2011 г |
2012 г. |
Изменение(+, -) | |
в абсолютной сумме |
в% | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
314466,4 |
918401 |
+593934,6 |
192,1 |
Стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акцизов), тыс. руб. |
409301,4 |
1097443 |
+688141,6 |
168,12 |
Затраты на 1 руб. объема отгруженной продукции (работ, услуг), коп. |
76,83 |
83,68 |
+6,85 |
108,9 |
Конкуренция в экономике
Конкуренция. Это понятие встречается в различных сферах и
областях. Под конкуренцией понимают состязание или соперничество, в какой либо
области. Можно рассматривать ее, как соперничество между живыми организмами в
биологии, так и соревнование экономических субъектов на рынке. Она является
ключевым элементом сист ...
Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение
продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие
от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно
различают:
- по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию
продовольствия для дост ...