Модель линейного города Г. Хотеллинга

Исходя из заявленного в названии работы микроэкономического подхода к исследованию проблемы начнем анализ с модели линейного города Г. Хотеллинга [7], ставшей в экономической теории первой попыткой формализации феномена дифференциации товаров.

В основе модели линейного города лежит прообраз небольшого американского города, в котором все магазины расположены вдоль одной торговой улицы. Ограничивая модель двумя абсолютно идентичными магазинами по краям улицы при равномерно размещенных между ними покупателях, Г. Хотеллинг показывает механизм распределения потребителей между торговыми точками (рис. 1).

Учитывая заложенные в основу модели аксиомы нулевых операционных издержек и равномерности потребления, функцию спроса на продукцию магазина А можем описать уравнением:

А=p-tx, (1)

где РА - цена товара в магазине А;

р - резервная цена товара (максимальный уровень цены, который потребители готовы заплатить за товар);

t - тариф на транспортировку единицы товара;

х - место расположения потребителя в интервале [0; 1].

Соответственно, спрос на продукцию магазина В будет описываться уравнением:

=p-t(1-x), (2)

где PB - цена товара в магазине В.

Рис. 1. Модель линейного города

В таком случае отдаленность фирм друг от друга уменьшает возможности их эффективной конкуренции.

При одинаковом уровне чистых цен у фирм А и В (РА* =РВ*) существует только один потребитель х*, которому все равно, где покупать товар. Некоторая ограниченная конкуренция еще остается на отрезке [х1; х2], где снижение цены магазином А способно увеличить количество потребителей его товара, например, к х3, за счет их переключения с потребления в магазине В. Большие расходы на транспортировку товара из магазина А теперь перекрываются более низкой чистой ценой этого товара (Р ), формируя для потребителя возможности выбора товара при неизменном уровне совокупных расходов на его приобретение. Отрезки [0; х1] и [х2; 1] отражают зоны рыночной власти соответствующих магазинов [8, с. 152- 154]. Для потребителей с этих территорий отсутствуют адекватные заменители монопольного товара (услуги), что позволяет локальному монополисту поднимать цену до уровня резервной в рамках политики ценовой дискриминации или за счет потери отдаленных потребителей, которая будет перекрыта более высоким доходом от реализации нишевой конкурентной стратегии.

И в первом, и во втором случае магазин способен максимизировать величину собственной экономической ренты, избегая жесткой ценовой конкуренции.

Используя такой подход к выявлению зон рыночной власти, добавим к исходной модели динамический параметр - стратегическое поведение задействованных компаний. Поскольку фирмы А и В являются носителями рыночной власти, то их стратегическое поведение, скорее всего, будет направлено на ее укрепление, а это означает минимизацию или даже устранение зоны конкуренции (см. рис. 1), что может быть достигнуто путем перепозиционирования магазинов. Так, смещение магазинов за пределы линейного города, в случае наличия платежеспособного спроса в пригороде, способно расширить границы зоны их рыночной власти (рис. 2).

Если в случае с территориальной дифференциацией перспектива перепозиционирования кажется маловероятной, то перемещая исследование в товарное пространство, осознаем значительную распространенность подобной практики в современной хозяйственной деятельности.

Сегодня экономисты называют это инновацией ценности.

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция и причины возникновения
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведени ...

Концепция человеческого капитала и инвестиции в человеческий капитал
Развитие информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день представляет одну из составляющих производственных активов предприятия. Он п ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru