Описанная практика привела нас к мысли об использовании "ценовых шапок" в качестве измерителя уровня рыночной власти, порожденной товарной дифференциацией. Ведь такая "шапка" отражает обеспеченный спросом прирост цены сверх ее минимально необходимого уровня, а способность фирмы влиять на цену (несмотря на целый ряд других признаков рыночной власти) уже более 100 лет служит основным критерием наличия у фирмы такой власти. Самая дешевая модификация товара на рынке уже способна удовлетворить соответствующую потребность. Оплата же высшего уровня цены потребителем в таком случае является дополнительной платой за дифференциацию и отличия выбранного товара от базового. И неважно, что стало источником такой дифференциации - реальные отличия в потребительских характеристиках товаров или условные, порожденные убеждающей рекламой. Если взять за базу некий товар (скажем, бутылку воды, удовлетворяющей жажду, но не характеризующейся при этом ни лучшими вкусовыми или лечебными качествами, ни сформированным удачной рекламной кампанией имиджем статусного блага) и сравнить его с другими единицами аналогичного блага, которому производители в поисках рыночной власти придали соответствующие отличия, то ценовая разница между ними будет показывать меру рыночной власти, порожденной товарной дифференциацией.
В ходе проведенного исследования уровня розничных цен на товары ежедневного спроса в сети супермаркетов "Фуршет" нами были проанализированы розничные цены на товары ежедневного спроса по 929 товарным позициям в 9 товарных группах. Результаты анализа показали, что даже по таким (на первый взгляд, однородным) товарам, как хлеб, молоко, стиральный порошок, максимальная величина "ценовой шапки" (процентная разница между максимальным и минимальным уровнями рыночных цен на продукцию соответствующей товарной группы) не ниже 600%, а ее среднее значение колеблется в пределах 100-700% (табл. 1).
Кроме максимального и среднего уровней "ценовой шапки" таблица 1 содержит также значения дисперсии, среднего квадратичного отклонения и коэффициента вариации рыночных цен в каждой из исследованных товарных групп. Дисперсию для анализа степени порожденной рыночной властью дифференциации продукта (в частности, территориальной дифференциации в модели "туристы - местные жители") использует Л. Кабраль [13]. По нашему мнению, этот показатель и производные от него (среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации рыночных цен) менее иллюстративны, чем величина "ценовой шапки", хотя и пропорциональны последней.
Таблица 1
Анализ уровня рыночной власти, обусловленной товарной дифференциацией, на рынках товаров ежедневного спроса в Украине в июле 2012 г.
Товарная группа |
"Ценовая шапка" (%) |
Средний уровень цены (грн./кг(л, шт.)) |
Дисперсия цен (грн.) |
Среднее квадратичное отклонение (грн.) |
Коэффициент вариации цен (%) | ||||
максимальная |
средняя | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||
Хлеб |
1729,4 |
472,5 |
25,3 |
398,7 |
20,0 |
79,1 | |||
Молоко |
789,1 |
111,7 |
4,34 |
9,7 |
3,1 |
71,8 | |||
Макароны . |
3340,5 |
566,8 |
32,1 |
611,5 |
24,7 |
77,0 | |||
Подсолнечное | |||||||||
масло . |
6339,3 |
733,5 |
113,7 |
9942,7 |
99,7 |
87,7 | |||
Сухие | |||||||||
завтраки |
1441,9 |
668,9 |
44,2 |
537,4 |
23,2 |
52,5 | |||
Безалкоголь- | |||||||||
ные сладкие | |||||||||
напитки . |
1282,6 |
437,8 |
10,9 |
54, |
7,4 |
67,9 | |||
Пиво |
1283,5 |
284,2 |
27,6 |
411,7 |
20,3 |
73,5 | |||
Средства для | |||||||||
стирки . |
629,3 |
112,7 |
32,5 |
335,5 |
18,3 |
56,2 | |||
Зубные щетки |
1149,7 |
571,2 |
18,9 |
93,9 |
9,7 |
51,3 | |||
Инфраструктура рынка Республики Беларусь
Процессы
преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает
усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной
рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость
соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и
инфраструктур ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Разработка инвестиционного проекта
Все предприятия в той или иной степени связаны с
инвестиционной деятельностью. Чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо
наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно
действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из
самых главных мест.
В усл ...