Для такого громадного по территории государства, каким является Россия, в условиях многообразия форм собственности, а следовательно, и форм экономических отношений, невозможно осуществлять эффективное регулирование из единого центра. Поэтому необходимо анализировать эффективность действий не только федеральных органов власти, но и властных структур в субъектах Федерации, а также органов местного самоуправления.
На процесс регулирования оказывают влияние элементы внутренней и внешней среды в организациях. С точки зрения институционального подхода элементы внешней среды представляют собой совокупность институтов, государственных законов, норм и т.д., которые распространяются на "внутреннее пространство" организации (таковы, например, законы о минимальной заработной плате и об охране труда). Дуглас Норт, лауреат Нобелевской премии по экономике, писал, что "институты - это "правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми" [7. С.17]. Эти институты определяют поведение экономических агентов. Институциональная среда включает формальные институты и неформальные институты. Под формальными институтами можно понимать правила и нормы, которые официально установлены органами власти и тем самым санкционированы государством как обязательные, а также организации, которые являются внешними по отношению к данной организации (например, государственные органы). К неформальным институтам относят группы людей, которые не имеют формального статуса, значимого в их отношениях с данной организацией, а также традиции. В течение 90-х гг. институциональная среда, в которой действуют экономические организации, претерпела огромные изменения, о чем было сказано выше. Система правовых норм и экономических взаимоотношений сейчас стала значительно сложнее, чем раньше.
Изменения внешней среды оказывают воздействие на организации, заставляя их менять свое поведение, адаптироваться к внешним изменениям. Функционирование региональной системы регулирования социально-трудовых отношений позволяет своевременно получать информацию об изменениях внешней среды, условий рынка и информацию о положении предприятия на заданный момент времени.
Регулирование социально-трудовых отношений должно, с одной стороны, удовлетворять интересы региона, с другой - устраивать организации. Интересы региона заключаются в обеспечении экономического роста, развитии занятости, повышении жизненного уровня населения. Организации заинтересованы в благоприятной внешней среде. Таким образом, эффективность регулирования социально-трудовых отношений в регионе следует оценивать с двух сторон: с точки зрения соблюдения интересов региона и интересов организаций. При оценке эффективности регулирования социально-трудовых отношений нужно также иметь в виду два аспекта: экономическую и социальную эффективность. Рассматривая первый аспект, оценку можно производить по показателю валового регионального продукта. Другим показателем может быть повышение уровня жизни работников. Социальные результаты, как правило, не поддаются стоимостной оценке. Социальный эффект отражает воздействие региональной системы регулирования социально-трудовых отношений на систему трудовых отношений. Конкретно это может проявляться в повышении психологического комфорта, привлекательности труда, его творческого содержания и т.д. Социальный эффект может выражаться также в улучшении условий труда в организациях региона, улучшении защиты социальных и экономических прав работников, в снижении количества забастовок, снижении социальной напряженности и т.д.
Качество и уровень жизни. Социальная политика государства
Актуальность
выбранной темы обуславливается необходимостью проанализировать текущее
положение сферы социальной защиты, а также её уровень развития и адекватность
чаяниям россиян. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов
пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят ...
Использование основных производственных фондов и оборотных средств
Переход экономики к рыночным отношениям предполагает улучшение
использования различных элементов производственно-экономического потенциала
страны, важным для отечественных предприятий является нормальное
функционирование процесса и обеспечение определенными средствами предприятия.
Актуальность данной проблемы с ...