К вопросу об эффективности регулирования социально-трудовых отношений

По нашему мнению, регулирование социально-трудовых отношений - это процесс воздействия субъектов регулирования всех уровней на социально-трудовую сферу организаций с целью обеспечения ее гармоничного функционирования и развития на основе согласования экономических и социальных интересов и соблюдения прав работодателей (собственников) и наемного персонала. Это регулирование прямо воздействует на социально-трудовые и трудовые отношения в организациях и влияет на процесс труда. Воздействие на социально-трудовые отношения происходит в основном через систему социального партнерства, воздействие на трудовые отношения - через Трудовой кодекс РФ, законы о труде и т.п.

Регулирование социально-трудовых отношений направлено на обеспечение:

- продуктивной занятости и защиты от безработицы;

- справедливой оплаты труда и формирования доходов;

- совершенствования форм социального партнерства и др.

Субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются:

- органы государственной власти и местного самоуправления;

- ассоциации предпринимателей и другие объединения работодателей;

- профессиональные союзы и другие объединения наемных работников;

- работодатели и профсоюзные организации предприятий.

Стратегической целью регулирования социально-трудовых отношений является: повышение эффективности труда, а это, в свою очередь, косвенно окажет влияние на улучшение материального положения и условий жизни людей (уровня жизни); нормализация и улучшение демографической ситуации; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Регулирование, в том числе и регулирование социально-трудовых отношений, всегда предполагает вмешательство государства в рыночный саморазвивающийся процесс. Государство является одним из субъектов регулирования социально-трудовых отношений. И вновь возникает вопрос о роли государства в рыночной экономике. Приверженцы неолиберальной рыночной доктрины отрицают необходимость регулирования, полагая, что переход к свободным ценам и частной собственности позволит рынку начать функционировать без регулирующих институтов и без развитой инфраструктуры, а регулирующим механизмом будет являться сам рынок.

Американский профессор, удостоенный Нобелевской премии, Джозеф Стиглиц, которого не отнесешь к противникам капитализма и рынка, так формулирует свою исходную позицию по отношению к рыночным преобразованиям: "Я всегда отстаивал сбалансированный взгляд на роль государства: и рынок, и государство имеют свои ограничители и могут проявлять свою несостоятельность, поэтому оба должны взаимодействовать. Причем характер этого партнерства различается у разных стран в зависимости от уровня их политического и экономического развития" [6. С.4].

Чем ниже уровень социально-экономического развития общества, тем важнее роль государственного регулирования. Рыночные реформы, проводимые в РФ, были направлены на уход государства из экономики, существенное сокращение его перераспределяющих функций, уменьшение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте. Результатом этого явилось снижение жизненного уровня населения, реального качества жизни, деградация науки, культуры, общественной морали и т.д. Рациональное соотношение и согласованное функционирование рыночных и нерыночных механизмов управления обусловливают потребность в наличии механизма государственного регулирования процессов развития экономики. Стабилизация экономического положения, достижение экономического роста в определенной мере зависят от способности к управлению социально-экономическими процессами, обеспечения управляемости экономикой. Такой вывод вовсе не означает постановку вопроса о возврате к прежним административно-директивным методам управления. Необходимо создать и внедрить в практику адекватную новым условиям хозяйствования систему регулирования, стимулирования и контроля за развитием производительных сил, основанную на достижении согласия и компромиссов, ведении переговоров, заключении договоров и соглашений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области
инновационный малый бизнес целевой Преодоление последствий мирового экономического кризиса и выход России на качественно новый уровень технического и экономического развития невозможен без активизации инновационных процессов. Менее ощутимое снижение инновационной активности малых предприятий с одной стороны связан ...

Исследование оборотных средств предприятий питания и гостиниц
Известно, что оборотный капитал это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала пре ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru