К вопросу об эффективности регулирования социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения занимают основополагающее место в системе экономических отношений любого общества. Общество не может существовать без потребления материальных благ, но для этого оно должно сначала их произвести. Для производства необходимых товаров и услуг люди вступают друг с другом в определенные отношения - трудовые и социально-трудовые. Со времени возникновения института государства социально-трудовые отношения становятся сферой его повышенного внимания.

Сложная структура социально-трудовых отношений, складывающихся на уровне отдельной организации, муниципального образования, региона, а также страны в целом, обусловливает необходимость их регулирования. В настоящее время требуется системный подход к разработке методологической базы системы регулирования социально-трудовых отношений. Прежде всего, необходимо определить само понятие "регулирование социально-трудовых отношений", его содержание.

В самом общем виде регулирование определяется как автоматическое поддержание функций организованных систем различной природы (социальной, технической и т.д.), обеспечивающее сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Регулирование служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. Регулирование - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (регулирующий элемент) и объект (регулируемый элемент). Оно сводится, по сути, к регулирующему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом регулирования. По мнению ученых (П. Друкера и др.), исторические успехи нации в основном определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью их регулирования.

Этот вывод имеет прямое отношение и к регулированию социально-трудовых отношений. В экономической литературе понятие "регулирование социально-трудовых отношений" нередко отождествляется с понятием "управление трудом". Более того, до недавнего времени в литературных источниках не содержалось специальных исследований категории "регулирование социально-трудовых отношений", она подменялась категорией "управление трудом". Ранее, в советский период, отечественные учебники по экономике труда, политической экономии, экономические словари и справочники не содержали термин "регулирование социально-трудовых отношений". Этот термин отождествлялся с термином "управление трудом". Регулирование социально-трудовыми отношениями, безусловно, осуществлялось в тот период в рамках управления трудом. Регулированию социально-трудовых отношений в несколько иных терминах (управление трудом) отводилось значительное место в науке и практической деятельности предприятий.

Управление трудом в экономической литературе определялось как особый вид деятельности, направленный на достижение изменений в содержании и форме труда, соответствующих интересам общества, путем осмысленного, согласованного воздействия органов и самих работников на совокупность взаимосвязанных факторов развития труда и экономики в целом [1. С.79]. Из этого определения следует, что в процессе управления трудом особое место и значение принадлежит факторам развития труда, внешним и внутренним движущим силам развития труда, опосредующим процесс управления. Управление трудом, так же как и регулирование социально-трудовых отношений, связано с воздействием на коллективы людей и отдельных лиц для достижения определенных целей. Этот вид управленческой деятельности определяется Л.А. Еловиковым как воздействие на интересы людей, связанные с формированием, распределением и использованием способностей к труду [2. С.4]. В данном определении, по сути дела, речь идет об управлении как таковом, но не названы субъекты и объекты отношений. Более развернутое определение дано Н.И. Байбаковым: "Управление общественным трудом необходимо рассматривать как управление его отдельными элементами (трудовые ресурсы, заработная плата, нормирование труда, условия труда, социалистическое соревнование, дисциплина труда)" [3. С.4]. В этом определении названы объекты управления трудом на макроэкономическом уровне, но нет субъектов отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции
В настоящее время существую огромное количество индивидуальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных предприятий и корпораций. Каждая из них имеет свою уникальность перед конкурентом, и именно эта уникальность, эта изюминка, секрет производства никогда не оста ...

Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru