Говоря об инновационной деятельности предприятия так же необходимо дать определение таким понятиям как «инновационная активность» и «инновационный потенциал».
Инновационная активность компаний понимается как некие определенные действия, направленные на обладание как инновациями, нововведениями, так и новшествами, в том числе обладание знаниями или системой знаний. Она тесно связана с целенаправленной поддержкой высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
А инновационный потенциал - качественное понятие, характеризующее действенность механизма инновационного процесса, и выраженное в скорости разработки новшеств, темпов внедрения и распространения изобретений по различным сферам общественного производства и возможности их успешной коммерциализации.
По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания, уровня новизны и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений:
– радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения;
– модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).
С точки зрения объекта применения, инновации подразделяются по следующим признакам:
– продуктовые инновации - применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
– технологические - характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции;
– процессные инновации - новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).
Так же существуют и другие признаки, по которым можно выделить инновации, классификация которых представлена в приложении Б. Классификация необходима предприятию, так как в процессе инновационной деятельности оно может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект, и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды.
К основным функциям инноваций можно отнести следующие:
– инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;
– с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей общества и их удовлетворению;
– инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
– конкуренция инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.
Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства - функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предприятий и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.
Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его динамичности и развития. Развитие организации происходит путем освоения разнообразных инноваций, которые могут затрагивать все сферы ее деятельности.
Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройке организационной структуры управления предприятием.
Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации. Таким образом, инновация - основополагающая составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике.
К объектам инновации относятся:
– продукция (виды, качество);
Инфляция сущность, причины и социально-экономические последствия
На
протяжении XX века инфляция стала нормой, обязательным атрибутом
функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах
наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста
превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор.
Инфляцию
следует считать ...
Институты и дефекты экономической политики
В современных условиях в России совокупность
институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу
экономической системы общества. Институты рыночной экономики обеспечивают
механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во
взаимодействиях людей. Институты рыночной экон ...