Проблемы и перспективы развития интеллектуальной ренты в современной России*

Экономическое развитие России всегда сопровождалось стремлением к монопольному присвоению рентных ресурсов. В данный момент это приводит к тому, что нерентные в классическом понимании факторы (инновации, власть) преобразуются в рентные и обеспечивают возможность получения инновационной и административной ренты, т.е. ренты, получаемой госслужащими в процессе реализации их экономических интересов. Условием возникновения административной ренты является усиление роли института бюрократии, предопределенное расширением государственного вмешательства в экономической сфере. Чиновники стремятся в первую очередь реализовать собственные экономические интересы, происходит подмена общественного интереса частным. Источником такой административной ренты является монополизм чиновников в принятии решений.

Рентные доходы в России распространены. Основной вклад в прирост совокупного чистого дохода принадлежит ренте (а не труду и капиталу, как во многих странах) - доходу от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, средств сообщения (транспорт и современные средства связи), монопольного положения производителей и т. д.

В Российской Федерации переход к информационному обществу основанный на инновационном развитии означает, прежде всего, переход от рентной экономики, основанной на эксплуатации природных богатств, инфраструктуры, основных фондов, - к экономике развития, связанной с человеческим капиталом, инновациями, высокими технологиями и свободным предпринимательством. Инновационное развитие предполагает смещение акцентов от присвоения административной и природной ренты на присвоение ренты информационной, интеллектуальной и технологической.

Ниже дана таблица, показывающая изменение объема интеллектуальной ренты за 2005 - 2009 гг. (См. табл. 3).

Табл. 3. Объем инновационной ренты в России за 2005 - 2009 гг.

Из таблицы видно, что объем инновационной ренты в последние годы составляет свыше миллиарда рублей.

Если сравнить эти данные с исследованием И.В. Скобляковой по различным странам (См. табл. 2), то Россия занимает 6-8 место в мире после США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Рента имеет хорошие темпы роста (в среднем 0,6), позволяющие ожидать ее увеличение в 2009-2010 гг. и успешную реализацию национальной политики по инновациям до 2020 г.

На рынке наукоемкой продукции постоянно ведется жесткая конкурентная борьба.

За последние годы США потеряли приоритет в 8 макротехнологиях. Главными конкурентами являются Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и др. Россия может конкурировать на мировом рынке примерно по 10 - 15 макротехнологиям из 50.

Правильный выбор макротехнологических приоритетов позволит РФ претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что способно приносить 120-180 млрд. долларов. Это свидетельствует о том, что РФ также может получать дополнительные средства для развития науки и активизации инновационной деятельности в виде интеллектуальной ренты.

Прогнозные параметры российского рынка макротехнологий в РФ представлены в таблице. (См. табл. 4).

Табл. 4. Прогнозные параметры Российского рынка макротехнологий

В качестве наукоемких отраслей промышленности в РФ могут быть представлены отрасли оборонного комплекса, авиационная, ракетно-космическая, промышленность средств связи, атомное судостроение, научное приборостроение, производство сложного оборудования, композитных материалов и др. Эти отрасли являются потенциальным секторами образования интеллектуальной ренты.

Гурова М.В в своей работе пришла к выводу, что в процессе интернационализации интеллектуальной собственности на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности Россия является поставщиком идей «интеллектуальных ресурсов» и импортёром технологий.

Достижение эффективности использования интеллектуального капитала осложняется из-за неверной политика последних 20 лет в отношении технологического развития России, которое отражается в сокращении числа научно-исследовательских организаций, оттоке специалистов за рубеж, недостаточном финансировании НИОКР, отсутствии поддержки отечественных изобретателей, а также неэффективном регулировании отношений интеллектуальной собственности. В настоящее время в полной мере оценена потребность экономики страны в инновациях, а также способности производить собственные технологии, а не использовать исключительно заимствованные из-за рубежа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная деятельность и экономическое развитие государства
рост В современном мире формируется новая система ценностей. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, который базируется на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Одной из главных ...

Концепция экономического (промышленного) цикла К. Маркса
С начала XIX века, когда уже были достаточно развиты рыночные и товарно-денежные отношения, экономика развитых стран начала переживать так называемые «кризисы перепроизводства», сопровождаемые различными негативными явлениями: сложность реализации продукции, низкий уровень спроса на товары и услуги, падение уровн ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru