Понятие «инфляция» происходит от латинского слова infljatio, что означает «вздутие», т.е. наполнение каналов обращения избыточными денежными знаками, не обеспеченными товарами.
Инфляция - одно из наиболее значительных аспектов нестабильности экономики. Можно дать несколько определений инфляции.
. Инфляция - рост среднего уровня цен на товары и услуги.
. Инфляция - снижение покупательной способности денег.
. Инфляция - обесценивание денег.
П. Хейне отмечает, что изменяются не только цены товаров, но и измерители их ценности - деньги. «Речь идет не об увеличении длины предмета, а об уменьшении масштаба линейки, используемой для измерения длины».
Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно-денежной системы, лихорадкой в фискальной политике и т.д. Инфляция поражает все стороны и все звенья экономики.
Не всякое повышение цен является инфляцией. Одномоментное повышение цен нельзя считать инфляцией. Чтобы процесс повышения цен был охарактеризован как инфляция, такое повышение цен должно продолжаться достаточно долго.
Процесс, обратный инфляции, называется дефляция (deflation). Дефляция - снижение среднего уровня цен на товары и услуги.
Так как инфляция и дефляция измеряются по среднему уровню цен, индивидуальные цены могут падать или расти, не меняя при этом среднего уровня цен.
Виды инфляции:. По темпам роста цен выделяют [4, с.18-19]:
) Умеренную (moderate) или ползучую (creeping) инфляцию - рост цен составляет до 10% в год, деньги практически сохраняют свою стоимость. Такая инфляция существует в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
) Галопирующую (galloping) инфляцию - рост цен составляет сотни процентов в год (20-200%).
) Гиперинфляцию (hyperinflation) - темпы роста цен выражаются в четырехзначных числах (тысячи процентов); существует большой разрыв между ценами и заработной платой. Это самый опасный вид инфляции, т.к. она становится практически неуправляемой.
II. В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают [5, с.48]:
) Открытую - ей свойственна тенденция к повышению цен. Общая тенденция, измеряемая народнохозяйственным индексом цен. Отсюда следует, что открытая инфляция вполне совместима с периодическими снижениями цен на отдельных товарных рынках или с замедлением их роста. А раз так, то получается, что открытая инфляция, серьезно деформируя механизм рынка, не нарушает его. Она излечима и лечится экономическими методами.
) В условиях подавленной инфляции цены контролируются государством. Поэтому повышенный спрос на товары выражается в появлении разрыва между спросом и предложением. Поскольку государственная цена оказывается ниже равновесной, притупляются стимулы для увеличения количества и повышения качества товаров. Следствием этого является возникновение дефицита.
III. В зависимости от характера роста цен на отдельные товары инфляция бывает [4, с.19]:
) Сбалансированная - цены растут относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. По результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Центрального банка, таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
) Несбалансированная - цены на различные товары и услуги поднимаются разновременно и по-разному на каждый тип товара Инфляция [4, с.19]:
) Ожидаемая - ее можно спрогнозировать на какой-либо период времени, она часто является результатом действий правительства.
) Неожидаемая - внезапный, непредсказуемый скачок цен. В этом случае возможны 2 варианта развития событий в зависимости от наличия/отсутствия у населения инфляционных ожиданий:
а) У населения есть инфляционные ожидания. Тогда спрос резко возрастет и еще больше подстегнет инфляцию.
б) В экономике нет инфляционных ожиданий. Тогда возникает «эффект Пигу» - спрос населения резко падает в надежде на скорое снижение цен. Производителям (из-за снижения спроса) приходится снижать цены на самом деле, и экономика приходит в равновесие Наконец, инфляция делится на инфляцию спроса и инфляцию предложения.
) Инфляция спроса (Demand-pull or demand-led inflation) или инфляция покупателей. Если спрос на товары и услуги растет быстрее, чем производство, возникает дефицит товаров. Покупатели соревнуются за имеющееся на рынке ограниченное количество товаров и услуг. Поэтому растут и цены. Такую ситуацию можно показать на графике:
Рисунок 1 - Инфляция спроса
Примечание - Источник: [4, с.19]
Как видно из графика, спрос повышается с D1 до D2, в то время как предложение S не успевает повыситься до того же уровня. В результате цена повышается с Р1 до Р2.
Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе
характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации
выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к
природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в
экономической структуре рентных и ...
Инновационная политика современной России
Цель курсовой работы исследования по теме
«Инновационная политика современной России» заключается в разработке понятия
«инновационная политика» для ситуации современной России. С точки зрения
«политика» это не понятие, а действие. Под политикой можно понимать средство
реализации стратегии, воплощение в жизнь прио ...