Положительные факторы: девальвация не будет сильной, и ничего подобного тому, что было в 1998 г., не произойдет. Девальвация необходима для экономии золотовалютных резервов, которые потребуются на инвестиционные цели для ускорения восстановления экономики в начальный период роста. Кроме этого, в 2013 г. с большой долей вероятности цена на нефть начнет расти. Вместе с общим ростом экономики начнет укрепляться и рубль, что окажет дополнительное положительное воздействие на ожидания участников рынка.
Ожидаемые и возможные действия правительства:
. Снижение экспортных пошлин на нефть. Это движение необходимо при условии сохраняющихся относительно низких цен на нефть, динамика которых обещает быть столь же сдержанной еще в течение долгого периода. Государство будет вынуждено пойти навстречу основной ВВП-образующей отрасли, чтобы вывести ее на уровень минимальной прибыли в ожидании более благоприятных времен.
. Ослабление налоговой нагрузки на экономику. От государства ждут, в частности, снижения налога на добавленную стоимость. Однако этот шаг маловероятен в ближайшем будущем, так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий - послабления по налоговому контролю (налоговые каникулы) или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как "дно" будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут частично осуществлены (снижение до уровня 15%). Это может стать мощным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.
. Повышение бюджетных зарплат и пенсий. Не исключено, что в период кризиса это будет осуществлено дважды. Первый раз - весной, когда повышение тарифов на услуги естественных монополий и значительная безработица вызовут наиболее сильную волну беспокойства среди населения. Второй раз это может произойти в конце года. С одной стороны, это будет инструментом более смелого вливания денег в экономику на фоне наметившегося роста, а с другой - компенсацией инфляции, которая во второй половине года достигнет своего максимума.
. Снижение резервной ставки. Уровень ставки рефинансирования к концу года может снизиться до 9 - 10%. При соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних обстоятельств (в первую очередь увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.
. Применение других инструментов повышения ликвидности, в том числе эмитирование денежных знаков. Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2009 г. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.
В 2012 г. ожидался существенный рост инфляции. Недостаток денежной массы в первом полугодии должен был оказать сдерживающее воздействие на рост цен, которые вели себя как в годы, непосредственно предшествовавшие кризису. Зато во втором полугодии, когда участники рынка активизировались бы и пустили бы часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно "похудевшие" зарплаты, дальнейший рост цен продолжился. По итогам года инфляция была возможна на уровне 15,2 - 15,7%.
Табл. №3
Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)
Прирост цен | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
8,8 |
8,8 |
6,5-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
4-5 |
Продовольственные товары | ||||||
из них без учета плодоовощной продукции |
6,9 |
9,4 |
6,5-7 |
5-6 |
5-5,2 |
4,5 |
Непродовольственные товары |
9,7 |
5,0 |
6 |
5,1 |
5,9 |
5,2 |
Платные услуги населению |
6 |
8,1 |
9,3-9,5 |
6,8-7 |
7,1-7,3 |
6,6-6,8 |
услуги организаций ЖКХ |
20,6 |
6,9 |
10,3 |
9 |
5,6 |
4,1 |
прочие услуги |
7,8 |
5,5 |
7,9-8,1 |
6,1-6,3 |
6-6,2 |
5,1-5,3 |
Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области
инновационный малый бизнес целевой
Преодоление
последствий мирового экономического кризиса и выход России на качественно новый
уровень технического и экономического развития невозможен без активизации
инновационных процессов. Менее ощутимое снижение инновационной активности малых
предприятий с одной стороны связан ...
Инфляция и способы борьбы с ней
Главная
цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности
(равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия
ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития,
адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и
внешнеэкономическ ...