Показатели инфляции - это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся:
индексы цен на потребительские товары;
индексы цен производителей;
индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения;
индексы - дефляторы.
При формировании индекса цен учитывается ряд принципиальных требований. В первую очередь он не должен быть подвержен влиянию различий в ценах, обусловленных изменением качества товаров. Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги - представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.
Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные "инфляционные ощущения", которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают "инфляционные настроения", т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин "инфляционные ожидания" - это ни что иное, как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.
Наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой её государственного регулирования, как в России "инфляционные настроения" имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим не столь большую долю в расходах, но приобретаемых, изо дня в день, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых из них относят такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, услуги ЖКХ и услуги пассажирского транспорта. Также к особо чувствительным товарам следует отнести лекарства, образовательные и медицинские услуги и т.д.
Исследование рыночной экономики
Ежедневно
в мире совершаются миллионы сделок, в частности - это сделки, касающиеся
купли-продажи. В такие сделки повседневно вступает каждый человек, когда,
например, покупает продукты в магазине. Я привела в пример именно продукты,
ведь в первую очередь человек - это биологические существо, у которого одной из
...
Инновационный механизм в совершенствовании производства
Современный
этап в развитии российской экономике характеризуется интеграцией в мировую
инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации предприятий в течение последних
лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, мощности
которых сравнимы с мощностями ведущих мировых держав. Активное приобретение ...