Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса:
(1)
где:
- сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе товаров (услуг);
- доля расходов домашних хозяйств на приобретение товара (услуги)-представителя (вес базисного периода);
- индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю отчетного месяца к декабрю предыдущего года;
- индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю предыдущего месяца к декабрю предыдущего года;
- текущий период;
- предыдущий период;
n- количество товаров (услуг).
Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) - отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) - учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) - рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
Индекс Пааше - показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш
мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия.
Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем.
И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой
бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...
Инновации и их влияние на динамику развития экономики
На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается
максимально возможная способность национальной экономики производить товары и
услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и
потребления, качество товаров и услуг во всех с ...