Модель совокупного спроса - совокупного предложения является моделью макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос.
Совокупный спрос - расходы домохозяйств, фирм, государства и остального мира на покупку произведенной в стране продукции. Величина каждого компонента совокупного спроса в различной степени меняется во времени. Так, государственные закупки - наиболее стабильная часть, их размер изменяется относительно медленно.
Графическое представление модели - кривая с отрицательным наклоном. Кривая совокупного спроса AD=C+I+G+Xn показывает количество товаров и услуг, которое готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен. В каждой ее точке товарный и денежный рынки находятся в состоянии равновесия.
Отрицательный наклон кривой отражает обратную зависимость между общим уровнем цен и величиной совокупного спроса. Это объясняется следующими ценовыми факторами.
Эффект богатства - при повышении цен снижается покупательная способность финансовых активов и экономические субъекты снижают расходы. Эффект процентной ставки - высокий уровень цен при фиксированном предложении денег вызывает рост спроса на деньги и рост процентной ставки. Повышение процентной ставки снижает объем инвестиций. Эффект импортных закупок - при увеличении цен на отечественные товары потребители переключаются на их зарубежные аналоги. Изменение ценовых факторов графически отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос - благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, политическая обстановка, развитие технологий и т.д. Изменение этих факторов отразится на графике сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение - количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период в денежном выражении. Кривая совокупного предложения показывает, какой объем товаров и услуг может быть предложен производителями при каждом возможном уровне цен.
Неценовые факторы совокупного предложения: технологии производства, благосостояние потребителей, налоги, цены ресурсов и т.д.
Относительно формы кривой совокупного предложения в экономической науке существуют различные точки зрения. Классическая школа экономистов считает, что кривая вертикальна на уровне полной занятости факторов производства. При этом цены и номинальная заработная плата, по мнению экономистов - классиков, являются гибкими. Это обеспечивает быстрое восстановление равновесия в экономической системе. Классическая модель больше соответствует поведению экономики в долгосрочном периоде.
Кейнсианская теория кроме вертикального отрезка кривой совокупного предложения рассматривает горизонтальный и восходящий отрезки. Принципиальным отличием от классической модели является то, что экономика работает в условиях неполной занятости; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины являются «жесткими».
Причины «жесткости» заработной платы и цен - действие трудовых договоров, законодательно установленный минимум заработной платы, эффект «меню», сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно.
Максимизация дохода и минимизация издержек производства на примере ООО ТД Губернский
Одним
из главных показателей развития в стране нормальных рыночных отношений является
состояние рынка недвижимости в целом и его отдельных секторов в частности.
Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной
экономике, так как недвижимость - важнейшая часть национального богатства, на
...
Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность
темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью
ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству,
фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на
покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые
...