Совокупный спрос (AD) - это объем продукции, который потребители национальных товаров готовы приобрести в данный момент времени по определенным ценам.
Но существует немного видоизмененная интерпретация этого определения:
Совокупный спрос - это шкала, которая графически представлена в виде кривой, которая показывает величину объема продукции - разное количество товаров и услуг, которые покупатели желают приобрести за каждый возможный уровень цен (другие условия остаются неизменными).
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отображает общественную потребность населения, фирм, государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного употребления, которые удовлетворяют личные и другие непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех способов производства и производственных услуг (научные разработки, направленные на усовершенствование технологий; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).
Количественное содержание совокупного спроса может быть определено суммой затрат на отечественные товары и услуги, которые планируются для каждого из уровней совокупного дохода [7].
Основными покупателями товаров и услуг, которые производит государство, являются домохозяйства и фирмы, зарубежные покупатели, правительство. Поэтому существует четыре основные составляющих совокупного спроса:
. Потребление - сумма расходов домохозяйств на разные товары и услуги (С).
. Инвестиции - расходы фирм на покупку оборудования, производственных зданий и издержки домохозяйств на покупку жилья (I).
. Государственные расходы - правительство на разных его уровнях покупает определенные товары и услуги - трактора и автомобили, оплачивает работу судей, преподавателей государственных учреждений образования и т.п. (G).
. Чистый экспорт равняется разнице между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг (К-М). Иначе говоря, чистый экспорт - это разница между расходами иностранцев на отечественные товары и услуги (экспорт) и расходами резидентов на иностранные товары и услуги (импорт).
Обозначив совокупный спрос AD (с англ. aggregate demand), его можно записать так:
AD = С + І + G + (K - M) (1.1)
Как нам уже известно, отечественные покупатели - домохозяйства, фирмы и государство - покупают как отечественные товары и услуги
(С + І + G)о, так и импортные (С + І + G)i. Отсюда следует, что
AD = (С + І + G)о + (С + І + G)i + (K - M). (1.2)
Поскольку (С + І + G)i является импортом страны (М), то совокупный спрос равняется:
AD = (С + І + G)о +K, (1.3)
где (С + І + G)о - внутренний спрос;
К - внешний спрос.
Проанализировав формулы можно сделать вывод, что совокупный спрос является суммой внутреннего и внешнего спроса на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос имеет денежную форму. Понятно, что чем ниже уровень цен в отечественной экономике, тем больший объем реального продукта захотят приобрести покупатели (при прочих равных условиях). И чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они готовы купить. Следовательно, между уровнем цен и объемом национального продукта существует обратная зависимость.
Рис. 1.1 Кривая совокупного спроса
Рассмотрим эту зависимость графически. Отложим по горизонтальной оси реальный объем национального продукта, а по вертикальной - уровень цен. Кривая совокупного спроса, как показано на рисунке 1.1, как и кривая спроса на отдельный товар, имеет вогнутость «стремящуюся» к началу координат. Падающая траектория кривой спроса для индивидуального блага поясняется эффектами дохода и замещения.
Однако форму кривой совокупного спроса нельзя объяснить не эффектом дохода (когда со снижением цены на отдельное благо, денежный доход дает возможность приобрести большее его количество при этом не отказываясь от других благ), ни эффектом замещения (когда со снижением цены на определенное благо у покупателя появляется стимул покупать это более дешевое благо вместо тех, которые сейчас относительно дорогие).
В макроэкономике такой наклон кривой совокупного спроса объясняется влиянием так называемых ценовых факторов:
. Эффект богатства (имущества). С повышением цен уменьшается покупательская способность потребителей с фиксированными доходами, т.е. падает совокупный спрос, иными словами при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Среди
комплекса задач развития отечественной экономики одной из ключевых является
создание новых современных производств и техническое перевооружение действующих
структур на рыночных принципах хозяйствования. Производственная база целого
ряда предприятий и организаций сегодня является физически и морально
устаре ...
Инфляция сущность, формы и виды
Инфляция - одна из ключевых
проблем современной российской экономики, на решение которой обращалось
первоочередное внимание государственных органов в 90-е годы XX века. В начале
XXI века в условиях стабилизации экономики и наметившегося экономического роста
проблема инфляции не только не утратила своего значения, ...