Рис.9.2 Схема действия закона конкуренции при рассмотрении ряда товаров одного назначения
В первое время (Т1) самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию.
Таким образом, закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства, суть которого в том, что оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.
Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов.
2. Конкуренция и конкурентные отношения в России
2.1 Закон РФ о "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности, вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Закон конкуренции определяет, что каждый товаропроизводитель стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров (услуг). Таким образом, интересы товаропроизводителей сталкиваются, и они вынуждены проявлять активность, чтобы избежать банкротства. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.
марта 1991 года был принят российский закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В целях не допускать хозяйствующим субъектом злоупотребления доминирующим положением на рынке статьей 5 запрещаются такие его действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов другого хозяйствующего субъекта или граждан, в том числе такими действиями, как:
а) изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышения цен;
б) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых квартир, рабочей силы контрагента и др.)
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Главной
целью в рыночной экономике является достижение равновесия совокупно спроса и
совокупного предложения. Для раскрытия макроэкономических закономерностей
необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса AD и
совокупного предложения AS.
Все перемены в экономике страны можно, так или иначе, ...
Качество экономического роста в современной отечественной экономике
Представленная работа посвящена теме
"Качество экономического роста в современной, отечественной
экономике". Существенные изменения, которые претерпевает экономический
рост сегодня, позволяет увидеть осуществляемый в настоящее время процесс
перехода к постиндустриальной экономической системе. Все заметн ...