. Контролирующая функция. Конкуренция контролирует конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:
во-первых, соответствие индивидуальных затрат производства его товаров общественно необходимым издержкам производства подобных товаров;
во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них.
Если товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что товаропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормативом рационального хозяйствования.
. Функция дифференциации товаропроизводителей.
Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыночных отношений, при равных исходных экономических возможностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводители способны достичь лишь тогда, когда каждый из участников рынка может конкурировать и побеждать конкурентов благодаря преимуществам собственного производства.
Если хозяйствующие субъекты не будут стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высокими, чем общественно необходимые, они станут неконкурентоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поощряет и создает условия для дальнейшего развития и процветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получения наилучших конечных результатов.
Соответственно происходит и дифференциация в распределении доходов между товаропроизводителями. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу: "Разные вознаграждения за разные результаты".
Указанные функции закон конкуренции осуществляет посредством взаимосвязи с законом стоимости, законом спроса и предложения, законом роста производительности труда и другими законами рыночной экономики.
Следует отметить также, что закон конкуренции определяет не только взаимоотношения между товаропроизводителями и их интересы, но и защищает запросы потребителей, обеспечивая им широкий выбор товаров и услуг по доступным конкурентным ценам.
Количественное выражение закона конкуренции можно осуществить с помощью измерения состояния конкурентоспособности экономического субъекта.
Конкурентоспособность (в общем виде) - это владение свойствами, которые создают определенные преимущества для субъекта экономической конкуренции.
Конкурентные преимущества предприятия определяются при помощи коэффициента конкурентоспособности, который показывает отношение между рыночной стоимостью продукции и издержками производства, по формуле:
Коэффициент конкурентоспособности не должен быть меньше единицы, так как это будет означать, что предприятие работает убыточно. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем успешнее действует субъект конкуренции, тем крепче его позиция на рынке.
Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно по показателям цены (Ц). Рис.9.2
Инновации и их роль в экономике
Новое
знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его
важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности
для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба
научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории
по-ра ...
Инфляция сущность, причины и социально-экономические последствия
На
протяжении XX века инфляция стала нормой, обязательным атрибутом
функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах
наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста
превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор.
Инфляцию
следует считать ...