В отечественной экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время не уделялось должно внимания, хотя она занимала умы философов экономистов XVII-XIXвв. Так, из рассуждений в книге И.Т.Посошкова «Книга о скудности и богатстве»(1724г.) вытекает, что источником богатства следует считать труд, человеческую деятельность. Он представлял «всенародное богатство как совокупность долговых внутренних богатств» каждой семьи, при этом он оговаривал норму потребления для хозяина дома, жены, детей. Нормы семейного потребления И.Т. Посошков превратил в источники «домового богатства».
М.В. Ломоносов в своих сочинениях предложил развитие основных идей И.Т. Посошкова. Он считал главным делом «высочайшей воли» - сохранение народа, рост населения М.В. Ломоносов стремился к гуманизации экономической политики российского абсолютизма в отношении самодеятельного населения России - основной производительной силы страны.
Теория человеческого капитала, вобравшая в себя тему человека, его труда, в России стала популярна в конце XX века. В 70-80-е годы стали появляться отдельные публикации, посвященные рассмотрению тех или иных аспектов западной теории человеческого капитала. Их специфика заключалась в том, что большинство из данных работ носило характер критического разбора буржуазных концепций человеческого капитала с позиций, господствовавших в тот период в обществе методологических установок политической экономии социализма.
Рассмотрим следующий период становления взглядов на человеческий капитала, который затрагивает временной отрезок с 1990 -х годов и по наше время.
Одним из первых отечественных исследователей, определившим категорию человеческого капитала как «всеобщеконкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы: потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию», является М. Критский.
Он предлагал конкретизировать содержание человеческого капитала по трем основным позициям: определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала; единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право; отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширение прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы.
Исследуя проблемы стратегического развития России, группа российских ученых под руководством Л. Абалкина предложила рассматривать человеческий капитал в виде суммы врожденных способностей, уровня образования, профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, а также мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход. Достаточно подробно социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А. Н. Добрынин и С. А. Дятлов, которые отмечают: «Человеческий капитал представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике, адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства».
Далее мы рассмотрим основные тенденции развития национального человеческого капитала, которые сложились в России в последние десятилетия.
Благодаря высокому общему уровню массового образования, развитой научной базой и обширными прикладными исследованиями, которые координировались в национальном масштабе, Советский Союз выбился в лидеры в некоторых технологических и научных областях. Страна имела значительный объем человеческого капитала достаточно высокого качества, адекватного уровню и направленности решаемых задач. Но, не смотря на это, в переходный период экономики сектор человеческого капитала не смог стабильно удерживать свои позиций и все менее отвечал международным стандартам. Особенно тяжелые потери он понес в 1990-х гг. Увеличение структурных диспропорций отдаляло систему образования все дальше от потребностей реальной экономики. За годы реформ резко снизилась результативность отечественной науки. Инновационная, предпринимательская и изобретательская активность, характеризующаяся весьма низкими показателями, продолжает снижаться и по сей день. В итоге страна стала чистым импортером в тех отраслях, в которых требуется интенсивное использование интеллектуального капитала.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
1. Дать общую характеристику предприятия: год создания,
организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, вид деятельности, ее
масштабы, основные потребители продукции и другие сведения.
Примечание: название предприятия в интересах его собственников и
руководителей может быть изменено на любое другое ...
Исследование издержек производства на предприятии
Актуальность темы исследования. Категория издержек занимает центральное
место в экономической науке. В рыночной экономике одним из критериев
эффективности и финансовой состоятельности организаций является определенный
размер текущей и долговременной прибыльности. А она, в свою очередь, при
соответствующем уровне ...