В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству. Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.
Если перевести это в практическую область, то можно констатировать, что в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально "продает" физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а "покупатель" получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д.
Иначе говоря, превращение государственным служащим своего рабочего места в коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.
Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.
Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства.
Чиновничье предпринимательство характеризуется тем, что здесь формально нет подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - это сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.
Формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.
) Кто злоупотребляет служебным положением. Государственная (коррупция госчиновников). Коммерческая (коррупция менеджеров фирм). Политическая (коррупция политических деятелей)
) Кто выступает инициатором коррупционных отношений. Вымогательство взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя
) Кто является взяткодателем. Индивидуальная взятка (со стороны гражданина). Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы). Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, мафии)
) Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции. Денежные взятки. Обмен услугами (патронаж, непотизм)
) Цели коррупции с точки зрения взяткодателя. Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы). Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности). Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
) Степень централизации коррупционных отношений. Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе). Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими). Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
) Уровень распространения коррупционных отношений. Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти). Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков). Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)
) Степень регулярности коррупционных связей. Эпизодическая коррупция. Систематическая (институциональная) коррупция. Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)
Комплексный экономико-статистический экспресс-анализ технико-экономических ресурсов предприятия
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет
экономико-статистический экспресс-анализ ресурсов предприятия, являющийся
составной частью экономических методов управления. Анализ является базой
планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Предметом экономическо ...
Институты и дефекты экономической политики
В современных условиях в России совокупность
институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу
экономической системы общества. Институты рыночной экономики обеспечивают
механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во
взаимодействиях людей. Институты рыночной экон ...