Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде [10,с. 42].
«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс - деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2011 года глава белорусского правительства оценивает в 34 - 40 млрд. долларов США [13]
За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2011 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2010 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.
По состоянию на 1 января 2011 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2011 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы - Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2011 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда - прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку - в 2011 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях.
Таблица 1-Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2010-2011 годах по основным странам-инвесторам
№ |
50 основных стран-инвесторов |
Годы | |||
2010 |
2011 | ||||
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу | ||
Всего |
722 172,7 |
100,00 |
1 306 457,0** |
100,00 | |
Динамика в % к 2002 г. |
180,9 | ||||
в том числе по странам: | |||||
1. |
Швейцария |
2 047,6 |
0,28 |
361 995,4 |
27,71 |
2. |
Россия |
75 678,9 |
10,48 |
250 151,8 |
19,15 |
3. |
Австрия |
73 275,5 |
10,15 |
112 669,5 |
8,62 |
4. |
Виргинские острова (Брит.) |
89 704,7 |
12,42 |
86 088,8 |
6,59 |
5. |
Германия |
74 553,3 |
10,32 |
82 163,6 |
6,29 |
6. |
США |
78 223,8 |
10,83 |
48 263,5 |
3,69 |
7. |
Нидерланды |
4 675,2 |
0,65 |
46 828,5 |
3,58 |
8. |
Великобритания |
105 256,0 |
14,57 |
45 163,6 |
3,46 |
9. |
Кипр |
66 455,9 |
9,20 |
43 556,9 |
3,33 |
10. |
Панама |
49,0 |
0,01 |
27 457,7 |
2,10 |
11. |
Латвия |
6 716,2 |
0,93 |
22 474,1 |
1,72 |
12. |
Италия |
1 161,3 |
0,16 |
21 895,1 |
1,68 |
13. |
Польша |
4 131,4 |
0,57 |
19 919,3 |
1,52 |
14. |
Швеция |
51 077,8 |
7,07 |
19 540,0 |
1,50 |
15. |
Чешская Республика |
50 662,2 |
7,02 |
15 736,4 |
1,20 |
16. |
ЮАР |
0 |
0,00 |
14 217,9 |
1,09 |
17. |
Хорватия |
0 |
0,00 |
11 818,5 |
0,90 |
18. |
Украина |
51,5 |
0,01 |
11 019,3 |
0,84 |
19. |
Кувейт |
0,00 |
10 372,3 |
0,79 | |
20. |
Литва |
1 696,0 |
0,23 |
7 596,8 |
0,58 |
21. |
Лихтенштейн |
2 448,1 |
0,34 |
7 008,8 |
0,54 |
22. |
Сейшельские острова |
0 |
0,00 |
5 299,2 |
0,41 |
23. |
Словения |
479,7 |
0,07 |
4 886,7 |
0,37 |
24. |
Тайвань |
0,2 |
0,00 |
3 449,1 |
0,26 |
25. |
Финляндия |
128,5 |
0,02 |
2 769,6 |
0,21 |
26. |
Сент- Винсент и Гренадины |
2 112,6 |
0,29 |
2 577,6 |
0,20 |
27. |
Канада |
1 350,4 |
0,19 |
2 315,6 |
0,18 |
28. |
Багамские острова |
346,7 |
0,05 |
1 946,2 |
0,15 |
29. |
Эстония |
4 159,6 |
0,58 |
1 931,4 |
0,15 |
30. |
Израиль |
802,4 |
0,11 |
1 883,6 |
0,14 |
31. |
Тунис |
0 |
0,00 |
1 452,0 |
0,11 |
32. |
Ливан |
2 833,5 |
0,39 |
1 324,7 |
0,10 |
33. |
Дания |
230,4 |
0,03 |
1 153,7 |
0,09 |
34. |
ОАЭ |
0 |
0,00 |
939,2 |
0,07 |
35. |
Венгрия |
4,8 |
0,00 |
909,9 |
0,07 |
36. |
Кыргызстан |
1 776,8 |
0,25 |
824,1 |
0,06 |
37. |
Словакия |
3 391,9 |
0,47 |
720,4 |
0,06 |
38. |
Бельгия |
53,9 |
0,01 |
681,2 |
0,05 |
39. |
Гибралтар (Брит.) |
791,2 |
0,11 |
664,9 |
0,05 |
40. |
Куба |
15,0 |
0,00 |
652,4 |
0,05 |
41. |
Люксембург |
50,1 |
0,01 |
598,5 |
0,05 |
42. |
Ливия |
0 |
0,00 |
573,4 |
0,04 |
43. |
Франция |
846,7 |
0,12 |
422,0 |
0,03 |
44. |
Югославия |
232,5 |
0,03 |
372,4 |
0,03 |
45. |
Турция |
10 801,3 |
1,50 |
333,2 |
0,03 |
46. |
Маршаловы острова |
0 |
0,00 |
308,4 |
0,02 |
47. |
Сент-Китс и Невис |
0 |
0,00 |
307,5 |
0,02 |
48. |
Ирландия |
1133,9 |
0,16 |
182,0 |
0,01 |
49. |
Испания |
2,0 |
0,00 |
147,5 |
0,01 |
50. |
Болгария |
87,4 |
0,01 |
137,9 |
0,01 |
Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе
характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации
выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к
природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в
экономической структуре рентных и ...
Инфляция и безработица в современной России проблемы и методы регулирования
Одна
из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании
необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста,
повышения качества жизни населения.
Проблема
обеспечения эффективной занятости населения, укрепление ее позиций на рынке
груда имеет в современных условиях ст ...