С приятием Концепции национальной инновационной системы и Государственной программы инновационного развития, на повестку дня был поставлен вопрос об инновационном развитии Беларуси. Несмотря на своё западное происхождение, стратегия инновационного развития была приемлема для властей, прежде всего, потому, что позволяла встраиваться в глобальный контекст модернизации экономики, образования и науки без каких бы то ни было идеологических потерь: предполагалось, что прагматика инновативной экономики не потребует никаких ценностных издержек. Однако, как оказалось, ценностное измерение имеет определяющее значение и в этой сфере [5, c. 317].
Показателен в этом плане Обзор инновационного развития Беларуси, составленный в 2010 году Европейской экономической комиссий ООН по просьбе Правительства Республики Беларусь. Стоит отметить, что кейс Беларуси открыл новое направление деятельности ООН - проведение страновых инновационных обзоров инновационного развития. Результаты проекта были представлены в Женеве 12-13 мая 2011 года, а презентация в Беларуси состоялась после публикации «Обзора инновационного развития Беларуси» на русском языке - 25 октября 2011 года в Минске. Это самый масштабный, систематичный и компетентный анализ состояния, проблем и перспектив инновационного развития Беларуси. Обзор стал своеобразной вехой в инновационном развитии Беларуси: профессиональные и далёкие от политики замечания и рекомендации экспертов неожиданным образом сконцентрировались вокруг тех ценностных императивов, которые лежат в основании инновационной политики Беларуси и создают серьёзные препятствия для успешного инновационного развития страны.
Первый такой ценностный императив - самобытность. Эксперты отмечают, что принятые в Беларуси методология и практика статистического учёта инновационной деятельности, отражающиеся, например, в ежегодном статистическом сборнике «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь», не гармонизированы с международными стандартами, что существенно затрудняет прямые международные сопоставления на микро- и макроуровнях а, следовательно, снижает эффективность бенчмаркинга (эталонных сравнений сильных и слабых сторон инновационной деятельности). В частности, речь идёт о двух матрично-аналитических бенчмаркинговых инструментах инновационной политики ЕС - Европейском инновационном табло и Базе данных по мерам европейской инновационной политики, которые с 2012 года стали частью масштабного инновационного проекта PRO INNO EUROPE и теперь носят название INNO Policy Trend Chart. Его членами являются 48 стран Европы (включая все страны ЕС), а также 10 новых стран, среди которых есть два наших соседа: РФ и Украина. Членство в этом проекте позволяет проводить межстрановые сравнения тенденций инновационной политики на основании сопоставимых показателей стран-членов PRO INNO EUROPE. И наоборот, отсутствие такового делает невозможными релевантные измерения уровня развития инновационной деятельности. Беларусь пошла по второму - самобытному - пути. Результаты такой самобытности налицо: если в международной практике выделяются четыре типа инноваций (товарные, технологические, маркетинговые и организационные), то у нас инновациями считаются простое обновление технологий и прикладные научные исследования (т.е. то, что в строгом смысле инновациями не является). Примечательно, что европейский проект PRO INNO EUROPE вызван к жизни Лиссабонской стратегией (2000) и напрямую связан с реформированием высшего образования Европы (Болонским процессом).
Кооперативное движение в Италии
Современная
Италия привлекает не только как сокровищница мировой культуры, как страна,
история которой уходит в глубины веков, как земля народа, богатого
революционными традициями. Сегодня Италия - это еще и страна с развитым
кооперативным движением, которому присущи свои специфические черты. Италия
является ро ...
Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе
характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации
выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к
природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в
экономической структуре рентных и ...