Исследование результатов инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области выявило одну из выраженных и устойчивых тенденций - низкую отдачу от внедрения инноваций, что подтверждается соотношением объемов отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгрузки.
Рисунок 1
Динамика доли отгруженных инновационных товаров (работ, услуг)
(в % от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг)
Динамика уровня инновационной продукции в промышленных видах деятельности как у малых так и у средних предприятиях характеризуется незначительными изменениями и имеет отрицательный тренд, вместе с тем, в различных видах деятельности наблюдаются разнонаправленные тенденции.
Среди малых промышленных предприятий инновационно-ориентированными является химическое производство (доля инновационной продукции в 2009 году - 12,4%) и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 2009 году - 4,1%).
Доля инновационной продукции малых предприятий, деятельность которых связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий в 2009 году практически не изменилась по сравнению с 2008 годом и составила 4,9 процента (в 2008 году - 5%).
Проведенный анализ результативности внедрения инноваций показал, что отдача от инноваций, характеризуемая объемом отгруженной инновационной продукции как у субъектов малого, так и среднего предпринимательства в целом в объемах отгрузки незначительна и в последние годы практически не меняется.
Инновационное развитие предприятий во многом зависит от ресурсного обеспечения, представляющего собой фактические расходы на различные типы и виды инновационной деятельности.
Рисунок 2
Структура затрат малых и средних предприятий
на технологические инновации по видам инновационной деятельности
в 2008 году
(в % от общей суммы затрат на технологические инновации)
малые предприятия |
средние предприятия |
1 - исследование и разработка новых продуктов
- производственное проектирование
- приобретение машин и оборудования
- другие виды подготовки производства для выпуска новой продукции
- маркетинговые исследования
6 - технологические инновации.
В 2009 году затраты малых предприятий на инновации составили 146,6миллиона рублей, сократившись в фактических ценах по сравнению с 2008 годом на 22,6 процента, однако уменьшение затрат наблюдается только в промышленном производстве, в сфере услуг динамика показателя имеет положительную тенденцию.
Объем затрат на инновации у малых предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, в 2009 году составил 338,7 миллионов рублей что практически в 3 раза больше чем по малым предприятиям в целом, предоставляющих услуги в области проектирования - 23,3 миллиона рублей.
В течение последних трех лет завершенные инновации имели 68 малых и 12 средних предприятий, в том числе технологические - все малые и средние предприятия, маркетинговые - 2 малых и 3 средних предприятия, организационные - 4 малых и 2 средних. Анализ степени кооперации предприятий при разработке завершенных инновации показал, что в основном технологические, маркетинговые и организационные инновации разрабатывались организациями самостоятельно.
Одним из направлений исследования инновационной активности субъектов малого предпринимательства было изучение внешнеэкономической деятельности, в части экспорта инновационных товаров и услуг. Результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт.
Перечислим инновационные проекты, осуществленные малыми и средними предприятиями Ростовской области в 2009 году:
Разработаны электронные приборы для метрополитена;
Разработано программное обеспечение модуля ловли рыбы;
Первичные преобразователи для вихревых расходометров;
Разработка и изготовление промышленной СВЧ печи;
Разработка комплекта оборудования для диагностики оборудования АЭС;
Создание соединений трубопроводов, разработка технологии изготовления их уплотнителей;
Инфляция спроса и предложения. Кривая Филлипса
Исходя из состояния спроса и
предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по
отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением
цен налицо инфляция спроса. Экономика второй половины ХХ в. характеризуется не
только инфляцией спроса. Для современной экономики ...
Комплексный экономический анализ деятельности ОАО КМАпроектжилстрой
финансовый средства
Основные средства предприятия - это средства труда, которые многократно
участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на готовую
продукцию по частям по мере износа.
В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы,
касающиеся основных фондов, как техни ...