Выводы из третьей главы:
Институциональные ограничения инновационного развития, с одной стороны, зависят от условий развития, например инфраструктуры, организационных форм, в которых реализуются этапы жизненного цикла, информационного обеспечения, действующих правил, норм и др., а с другой, сами непосредственно влияют на эти условия. Также отсутствует утвержденная в соответствующем порядке и опубликованная концепция и адекватная программа краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития страны. При этом некоторые общие ориентиры, опирающиеся на проводившуюся до сих пор социально-экономическую политику, весьма аморфны и противоречивы с точки зрения перспективы. Так, общее признание необходимости инновационного развития часто сопровождается риторикой о создании "инновационной экономики", критерии определения понятия которой остаются совершенно неясными.
В условиях трансформационной экономики обществу, согласно учению институционалистов, необходимо решать тройственную задачу: во-первых, осваивать перемены и новые механизмы, во-вторых, преодолевать негативные последствия перемен и ошибок и, наконец, сохранять ценное из наследия прошлого. А, следовательно, совершенствовать формальные и неформальные институты экономики.
В современном мире развитие является результатом научно-технического прогресса, культурного и институционального совершенствования. Экономическое развитие как качественный результат наиболее адекватно выражается в росте производительности общественного труда, который служит основой для решения большинства социально-экономических проблем. Качество, как выражение интенсивного экономического роста, целиком зависит от увеличения общественной производительности труда, обеспечиваемого осуществляемыми инвестициями. Главным генерирующим звеном интенсивного экономического роста являются фундаментальная прикладная наука, НИОКР, креативные и хорошо организованные кадры, для которых функционирует действенная система стимулов. Экономический рост может наталкиваться на институциональные ограничения, которые будут определять качество оказываемых государственных услуг, судебная система, хозяйственного регулирование, производство общественных благ.
Институт в самом общем виде представляет собой относительно устойчивое проявление комплекса экономических, правовых, социальных и морально-этических отношений, реализующееся на поверхности общественных явлений в виде деятельности институциональных организаций и отдельных индивидуумов, длительное время сохраняющее некоторые особенные институциональные черты, вбирающие сложное переплетение конкретных взаимосвязей этих отношений, в результате чего социально-экономическая система в объективном и субъективном аспектах приобретает только одной ей свойственные экономические характеристики.
Заключение
Институты оказывают решающее влияние на масштабы и характер деятельности экономической системы. Между тем, целенаправленному конструированию институциональной среды, благоприятствующей инновациям, препятствуют различные ограничения, которые обосновываются, с одной стороны, эволюционным и самоорганизующимся характером рынка, а с другой - ограниченной рациональностью политических агентов. Исходя из этого, а также применительно к России, определенные успехи в поиске новых возможностей решения институциональных проблем могла бы дать попытка контролируемого и локально ограниченного экспериментирования с альтернативными институтами в сочетании с формированием более жестких рамочных условий институциональной конкуренции между отдельными федеративными субъектами
Важность значения институтов и инноваций для экономического развития страны сегодня, так или иначе, может считаться бесспорным и эмпирически подтвержденным фактом. При этом траектория экономического развития является во многом результатом их взаимовлияния и взаимодействия: технологические и организационные нововведения часто требуют соответствующей адаптации институциональных рамок, нередко в форме институциональных инноваций, в то время как институциональная среда оказывает решающее влияние на характер генерирования инноваций. Сочетание технологического прогресса и организационных изменений принято считать движущей силой экономического роста и основой повышения уровня жизни.
Для эффективного функционирования государства, в том числе и для противодействия коррупции, необходимо четкое разграничение полномочий всех ветвей власти. При этом система исполнительной власти должна стать современной отлаженной машиной, способной управлять экономикой в масштабах всей страны. Одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать правительство, - формирование институциональной основы модернизации и инновационного развития социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом в основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция "интегрированного государственного управления", суть которой - в рассмотрении потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий исполнительной власти. Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе "публичного управления", одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления.
Конкуренция в экономике
Конкуренция. Это понятие встречается в различных сферах и
областях. Под конкуренцией понимают состязание или соперничество, в какой либо
области. Можно рассматривать ее, как соперничество между живыми организмами в
биологии, так и соревнование экономических субъектов на рынке. Она является
ключевым элементом сист ...
Качество экономического роста в современной отечественной экономике
Представленная работа посвящена теме
"Качество экономического роста в современной, отечественной
экономике". Существенные изменения, которые претерпевает экономический
рост сегодня, позволяет увидеть осуществляемый в настоящее время процесс
перехода к постиндустриальной экономической системе. Все заметн ...