Совершенствование формальных и неформальных институтов экономической политики

Государство участвует в создании неформальных институтов опосредованно, через политику в сферах культуры и образования. Основным условием реализации такой возможности является долговременное, многогранное и научно обоснованное планирование социально-экономического развития страны и регионов. Неформальные институты не содержат кодифицированного механизма принуждения и наказания, что не уменьшает их эффективность.

Важным сегментом институциональной среды является участие общества в законотворчестве. Законотворчество как процесс представляет собой многогранный процесс, совокупность действий, охватывающих как зарождение идеи законопроекта и его подготовку, так и прохождение в парламенте государства законопроекта, превращение его в закон после подписания и обнародования главой государства или региона. Участников всего комплекса соответствующих процедур довольно много. Данный сегмент содержит признаки как формальных, так и неформальных институтов. К качествам, объединяющим его с формальными институтами, касается законодательство, то есть кодификация норм и правил. Заниматься же законотворчеством может любой гражданин или общественная организация, не обличенные формальными полномочиями, что, в свою очередь, придает данному сегменту сходство с неформальными институтами. Это позволяет создавать такие законы, которые учитывали бы интересы всех граждан. Это касается норм землепользования и застройки, прав собственности и ряда других проблем, затрагивающих интересы различных слоев общества.

Главной проблемой развития данного сегмента институциональной среды является то, что доступными для граждан и общества в целом нередко являются уже разработанные и принятые решения. На более ранних этапах, при определении стратегий и разработке концепций регионального развития, общество, как правило, остается пассивным и начинает действовать только в тот момент, когда оказываются ущемлены интересы конкретных социальных групп, что ведет к усилению социальной напряженности и дестабилизации обстановки в регионе. Для того чтобы этого не происходило, необходимо обеспечить активное участие граждан в обсуждении стратегически важных решений. Данный процесс предполагает взаимодействие органов власти и граждан. В задачу властей входит обеспечение гражданам возможностей участия в обсуждении концепций и стратегий. В свою очередь, от граждан требуется активность и компетентность.

Действенность институциональных изменений зависит от того, в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике. В России образовался существенный разрыв между формальными (законами) и неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса и широких слоев населения, т.е. в правовом нигилизме. Такая ситуация значительно осложняет формирование новых институтов, в том числе необходимых для развития инновационной экономики.

Нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом, включая повышение качества самих законодательных норм и обеспечение максимального их исполнения. Необходимые направления такой деятельности будут включать следующие мероприятия (Табл.5).

Таблица 6

Направления по совершенствованию формальных и неформальных институтов

Характеристика

Первое направление

Обеспечение координации, согласованности норм любого разрабатываемого законодательства с другими уже принятыми законодательными и иными правовыми актами

Второе направление

предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, которые более всего питают правовой нигилизм, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти

Третье направление

обеспечение общественной поддержки вводимых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив

Четвертое направление

осуществление мониторинга функционирования вновь вводимого института после принятия соответствующего законодательства, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Инфраструктура рынка Республики Беларусь
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктур ...

Кооперативное движение в Италии
Современная Италия привлекает не только как сокровищница мировой культуры, как страна, история которой уходит в глубины веков, как земля народа, богатого революционными традициями. Сегодня Италия - это еще и страна с развитым кооперативным движением, которому присущи свои специфические черты. Италия является ро ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru