В нынешней ситуации стране необходимо эффективное государство. Но задача не сводится к расширению его присутствия в экономике. Речь идет о повышении эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно огосударствлению и возврату к администрированию хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также инвестирования в реструктуризацию и развитие.
В последние несколько лет Совет Федерации, объединяющий выборных руководителей российских регионов, особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях: формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема; развитие правовых и налогово-бюджетных основ федеративного устройства государства; легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.
Государство должно активизироваться и в создании технических, а также организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.
Правительства могут приходить и уходить, но в конечном счете все должно работать на вектор поступательного движения экономики. Вокруг этого должны концентрироваться интересы ведущих финансовых и промышленных групп. И далеко немаловажную миссию в данном процессе предстоит сыграть государственным органам. Они могут показать, что выживание этих групп напрямую зависит от подъема отечественной экономики. Вот один из путей к положительному партнерству, которое облегчит государству проведение политики экономического роста.
Защита отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции - важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер.
Впрочем, вся картина экономической жизни приобрела откровенно сюрреалистический характер. Она полна парадоксальных и взаимоисключающих процессов.
Таблица 3
Парадоксальные процессы в российской экономике
Характеристика | |
Парадокс первый |
Снижение инфляции и валютный "коридор" сопровождались сокращением зоны действия рубля. Только около 40% экономического оборота обслуживается реальными деньгами. Денежная политика, таким образом, вывела из-под налогообложения большую часть экономики и вступила в противоречие с налогово-бюджетной политикой. Причем ситуация во многих регионах еще хуже, где вся экономика строится на безденежных примитивных товарных отношениях. |
Парадокс второй |
Возникли две экономические зоны: зона действия реальных денег - бюджет, экспортно-импортные операции, фондовый рынок и розничная торговля: зона реальной экономики, где используются денежные заменители. |
Парадокс третий |
Жесткая фискальная политика и резкое изменение уровней цен, их подтягивание до мировых создали рынок без платежеспособного спроса. Производство при этом снизилось так, что можно говорить об отсутствии предложения отечественных товаров. |
Парадокс четвертый |
В итоге финансовой стабилизации низкая инфляция должна порождать низкие цены кредитных денег вследствие конкуренции за кредиты. Ничего подобного в нашей экономике не происходит. Цены кредитных ресурсов формируются не под реальный, а под спекулятивный сектор. В результате проводимой политики неэмиссионного покрытия дефицита бюджета накопление внутреннего государственного долга лишает бюджетной подпитки предприятия и социальную сферу. Выход из создавшейся ситуации видится только в ужесточении политики расходов и дальнейшем урезании бюджета. |
Максимизация дохода и минимизация издержек производства на примере ООО ТД Губернский
Одним
из главных показателей развития в стране нормальных рыночных отношений является
состояние рынка недвижимости в целом и его отдельных секторов в частности.
Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной
экономике, так как недвижимость - важнейшая часть национального богатства, на
...
Кадры организации и производительность труда
В условиях стремительного прогресса, рыночных отношений и конкурентной
экономики своевременное и правильное решение стратегических и тактических задач
определяет жизнеспособность организации.
Кадры - это совокупность работников различных
профессионально-квалифицированных групп, занятых на предприятии и входящих ...