Взаимодействие институтов и экономической политики

В условиях России понимание экономической политики сводится пока к одноплановой ориентации на роль государства. В России, несмотря на рыночное реформирование, институциональная система все еще недостаточно развита. Слабыми остаются рыночные институты - частной собственности, судебной системы, контрактов, финансовой системы и фондового рынка. А достаточно большое государство остается слабым, зачастую не выполняя надлежащих контрольных функций по управлению обществом. Актуальность исследования связана с тем, что институциональная структура хозяйства детерминирует развитие всех экономических процессов.

Российская общественно-экономическая система пока не обладает должной степенью структурного многообразия. Например, в стране уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей практически нет. Это не случайно. Еще не сформировался в должном масштабе слой предпринимателей. Его постепенный количественный рост создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

Рис. 3 Взаимодействие институтов и экономической политики

Наиболее активно действующими субъектами являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, другие экономические министерства, Центральный банк России. Специфической особенностью российской обстановки является то, что все большую роль начинают играть политические группы влияния. Характерная черта данного фактора в том, что партии выступают, как правило, не с позиции согласования, компромисса, а, наоборот - с позиции противостояния. Внешне это реализуется, в частности, в практическом соперничестве двух ветвей власти в России - между парламентом и правительством.

Обсуждение проблемы экономической политики в России из сферы научных дискуссий переходит, наконец, в плоскость конкретных политических решений. При оценке опыта, накопленного в последние годы, полезно учесть исторические закономерности, которые воплотились в конкретных политических институтах, сложившихся в процессе многовековой деятельности всех слоев населения. В них реализованы те формы социальных отношений, которые позволяли России выживать и развиваться при складывавшихся геополитических и экономических условиях.

Внимание к институтам - отличительная черта современной общественной мысли. Они рассматриваются как формальные и неформальные "правила игры", существующие в обществе, структурируют и упорядочивают человеческую деятельность. Институты долговечны, устойчивы, инертны. Институты в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами. Важность политических правил заключается в том, что они формируют правила экономические, хотя имеет место и обратная зависимость.

В рамках экономической политики России идет постоянный поиск согласования локальных (региональных) и общих (государственных) интересов, что выражается в конечном счете в формировании соответствующей системы политических институтов, затем выступающих уже как регуляторы экономических отношений. Траектория развития этой системы обеспечивает (исходя из сущности институтов) экономическое развитие страны и увеличение степеней свободы ее граждан.

Рис. 4 Структура властных институтов, регулирующих характер экономической политики.

Данные институты взаимосвязаны, поддерживают друг друга и образуют устойчивую систему. Это означает принципиальную невозможность кардинального изменения одного из них без одновременного изменения всех остальных. Они эволюционируют в ходе исторического развития, приобретают более сложные формы, но сохраняют свое основное содержание.

Реформы экономических институтов (налоговой, бюджетной и др. систем) в РФ тесно связаны с определение институциональных "ловушек”. Они появляются в то время, когда создается безвыходная ситуация вследствие изменений какого-либо института, не связанных с изменениями норм в других институтах соответственно. При этом не учитывается первостепенное правило - нельзя осуществлять преобразования произвольно, так как все институты в экономике представляют собой некую сеть, все члены которой зависимы друг от друга по тем или иным причинам. Примерами может послужить отношение заработной платы и цены товаров, представленных на рынке.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная политика Российской Федерации
Целью написания курсовой работы является изучение основных направлений инновационной политики России на современном этапе. Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач: · раскрыть сущность взаимосвязи инноваций и экономического роста; · изложить формиров ...

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Главной целью в рыночной экономике является достижение равновесия совокупно спроса и совокупного предложения. Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. Все перемены в экономике страны можно, так или иначе, ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru