Все инновации как экономические блага количественно ограничены, а как товары - качественно разнородны. Поэтому можно выделить три формы интеллектуальной ренты: монопольную, дифференциальную и абсолютную. Назарычева Т.М в своей научной работе выделяет также четвертую форму интеллектуальной ренты, подразделяя дифференциальную интеллектуальную ренту на две части: интеллектуальную ренту первого и второго рода (См. рис.2). Я решила дать общую характеристику для дифференциальной интеллектуальной ренты, без подразделения ее на роды.
Рис. 2. Формы интеллектуальной ренты.
. Монопольная интеллектуальная рента образуется на основе использования объектов интеллектуальной собственности уникального качества. Такие объекты представлены в единственном экземпляре не только в стране, но и в мире. Уникальность инновации является основой для образования монопольной ренты, которая ведет к реальной возможности установления на такие инновации чистой монополии. В свою очередь, монополия порождает на рынке монопольно высокие цены и позволяет получать владельцам уникальных объектов интеллектуальной собственности монопольно высокие доходы и ренту. Наиболее характерным представителем компаний в мировой экономике, получающих монопольную интеллектуальную ренту, является «Майкрософт». В основе монопольной интеллектуальной ренты лежат существенные инновационные изменения, которые могли возникнуть только в последствие эволюционного увеличения технико-экономических параметров, играющих роль в развитии экономики. Данные инновационные изменения связаны в первую очередь с научными открытиями, сменой научных парадигм. Но, как известно, технологическое прогнозирование радикальных инноваций вызывает значительные затруднения. При их экономическом прогнозировании возникают еще большие трудности. Ведь никто не может с абсолютной точностью предугадать, насколько то или иное научное открытие повлияет на развитие технической сферы, будут ли эти новшества воплощены в жизнь, и если будут, то насколько сильно это отразится на состоянии экономики. Можно сказать, что радикальные инновационные изменения чаще всего появляются в результате целевого финансирования, в виде поисковых исследований, путем совершенствования организационно-управленческого климата. В механизме формирования и использования монопольной интеллектуальной ренты значительную роль должна играть межгосударственная интеллектуальная собственность. В новой экономике процессы экономической интеграции играют важную роль, поэтому сектор межгосударственной собственности очень быстро развивается. Яркий пример интеграции государств, приведенный в статье Скобляковой И.В. и Титова Л.Ю., - это межгосударственная космическая станция (МКС), которая демонстрирует преимущества международного сотрудничества в решении важных вопросов науки и экономики.
. Дифференциальная интеллектуальная рента образуется при использовании инноваций неравного качества. Все инновации различаются степенью функциональной пригодности для использования в процессе производства, они в разной степени удовлетворяют потребности. Дифференциация качества инноваций порождает основу для образования дополнительного дохода предприятий, использующих лучшие и средние по качеству объекты интеллектуальной собственности. По назначению все инновации делятся на усовершенствованные, дополненные, замещенные и вытесненные. Реальные инновации можно подразделить на лучшие, средние и худшие. Количество всех инноваций ограниченно, но в большей степени ограничены инновации лучшего и среднего качества. Следовательно, дифференциация является объективной основой для получений дополнительной выручки для тех предприятий, которые используют объекты интеллектуальной собственности среднего и лучшего качества. В основе дифференциальной интеллектуальной ренты могут лежать происходящие постоянно инновации, появляющиеся вследствие целенаправленных действий, различных НИОКР и т.д. В результате применения этих разработок повышается производительность труда, экономятся ресурсы, повышается качество продукции, работ, услуг. Данная форма интеллектуальной ренты формируется платежеспособным спросом и потребностями рынка. Так, в 1980-е гг. японские автомобилестроительные фирмы серьезно потеснили американских конкурентов в результате плотного взаимодействия с потребителями на основе частой смены моделей. Японцы выпускали новую продукцию за 48 месяцев, а «Дженерал моторс» - за 84. Однако к концу 1980- гг. американцы, сократив конструкторский цикл до 48 месяцев, (а модель «Таурус» компании «Форд» была разработана за 36 месяцев) вернули свои утраченные позиции.
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...
Инфляция и безработица в современной России проблемы и методы регулирования
Одна
из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании
необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста,
повышения качества жизни населения.
Проблема
обеспечения эффективной занятости населения, укрепление ее позиций на рынке
груда имеет в современных условиях ст ...