Отличительной чертой макроэкономических процессов в Беларуси и других странах СНГ является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к рыночной. Я предлагаю рассмотреть причины, общие условия и закономерности трансформации командной социалистической экономики в рыночную, сущность и основные черты национальной трансформационной экономики, имеющиеся концепции перехода к рынку и их воплощение в белорусской модели, роль государства в данных процессах и особенности социальной политики.
В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена недостатками так называемой социалистической экономики, основными принципами которой являются:
1. Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве экономической основы социального равенства;
2. Существование государства только на начальном, переходном этапе от капитализма к социализму;
. Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решение, что, как и для кого производить;
. Централизованное планомерное регулирование экономики;
. Постепенная ликвидация рыночного механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними - и денег.
Построенная на указанных принципах экономика получила в экономической литературе название «командно-административная система» (КАС). Рассмотрим ее характерные черты и особенности [15].
Существенной чертой командно-административной системы является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
В основе управления производственным процессом лежало централизованное директивное планирование. План после принятия принимал форму закону; его неисполнение вело к административной, уголовной и партийной ответственности. Центр определял основные экономические показатели: цены, нормы оплаты труда и прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделялись бесплатные ресурсы, устанавливался фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров.
Однако, директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях (войны, стихийные бедствия), когда в кратчайшие сроки нужно сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях.
Особенностью производства в командно-административной системе является господство предприятий-монополистов. В такой хозяйственной системе неэффективно работающим предприятиям не дают разориться, поддерживая их «на плаву» путем перераспределения прибыли от более эффективно работающих предприятий. По этой причине отсутствуют стимулы для продуктивной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Следовательно, еще одной характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества. Здесь каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров, цен и услуг, поэтому отсутствует конкуренция. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.
В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных и трудовых. Деньги объективно не могут выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. Поэтому распределение осуществляется не в соответствии со сложившимися спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях развивается взятничество. В экономике формально действовал принцип распределения по труду, а на деле существовало уравнительное распределение. В итоге зарплата перестала быть стимулом роста производительности труда.
В отношениях обмена также господствовала особая форма - административный рынок с условными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена (по причине отсутствия ценных бумаг, капитала, земли, труда) [16].
Отношения потребления были также деформированы. Предприятия и население были фактически лишены права выбора. Для населения отношения потребления характеризовались тем, что жилье, общественный транспорт, основные продукты питания были дешевыми, но все потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных денежных доходов населения «замороженные» цены на большинство товаров явились причиной отставания совокупного предложения продукции от платежеспособного спроса населения, которое фактически было лишено права выбора товаров и услуг, обеспечивающих его потребности. Одновременно в условиях их дефицита широкое распространение получает нормированное (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления в командно-административной системе характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения, всеобщим дефицитом.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Разработка инвестиционного проекта
Все предприятия в той или иной степени связаны с
инвестиционной деятельностью. Чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо
наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно
действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из
самых главных мест.
В усл ...
Институты и дефекты экономической политики
В современных условиях в России совокупность
институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу
экономической системы общества. Институты рыночной экономики обеспечивают
механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во
взаимодействиях людей. Институты рыночной экон ...