В российской экономике антиинфляционное регулирование осуществляется по двум направлениям:
приспосабливание хозяйствующих субъектов к особенностям социально-экономической действительности в России;
антиинфляционное регулирование со стороны государства.
Опыт работы российских предприятий выявил следующие основные варианты борьбы с инфляционными процессами в экономике России:
работа на внешний рынок. Этот путь позволяет продавать продукцию по ценам, превышающим цены ее воспроизводства; организовать выпуск товаров на условиях толлинга, что дает экономию на издержках производства и обеспечивает гарантированный рынок сырья и сбыта изделий; с помощью иностранных партнеров обновить выпускаемую продукции и используемые технологии;
сокращение масштабов производства при повышении цен. На этом пути предприятия экономят на переменных издержках производства и компенсируют уменьшение объемов выпуска ростом цен. Одновременное уменьшение размеров производства и вслед за ним предложения товаров позволяют увеличивать цены при отсутствии и даже убывании платежеспособного спроса
неплатежи за полученную продукцию и в финансово-кредитную систему. Неплатежи позволяют производить товары, не получая за них сполна, но и не оплачивая потребляемую продукцию;
осуществление товарного обмена с использованием платежных средств, отличных от национальной валюты. В качестве таких средств выступают некоторые товары и иностранная валюта.
Отмеченные способы снижения затрат относительно редко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, в которых оказалась российская экономика, породили массовое проявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итоге попытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказались неэффективными.
Сказанное не означает, что уменьшение денежной массы в принципе не способно сдерживать и снижать скорость инфляции. Оно, несомненно, может быть инструментом воздействия на инфляцию, когда последняя вызвана переполнением каналов обращения денежными знаками, когда есть стимулы и возможность осуществления технологического прогресса и когда реакция спроса и предложения товаров на изменение цен совпадает с принятой в традиционной экономической теории схемой. При этом не исключено существование и других условий, необходимых для практической реализации идей монетаризма в борьбе с инфляцией.
Основная причина неработоспособности идей монетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычно утверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно и некачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостаток национальных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах, пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег.
Следует также отметить, что увеличение денежной массы и вслед за ней размера платежеспособного спроса не гарантирует быстрого восстановления разрушенного производства и последующего роста объемов предложения товаров. За расширением платежеспособного спроса может последовать не наращивание объемов выпуска продукции, а все то же повышение цен.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Вагонное ремонтное депо Батайск - обособленное
структурное подразделение Ростовского филиала ОАО «ВРК-1». Создано 30 матра
2011 г.
Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации, международными ...
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...