Инфраструктура рыночной экономики: сущность, функции и элементы

Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка [1, c.83-86].

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями [2, c. 119].

Рис 1- Инфраструктура рынка

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

Выставки - публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны или многих стран, задача которых представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода времени путем публичного соревнования производителей и массового привлечения потребителей, а также содействия их развитию.

Ярмарки - места периодических съездов торговцев и привоза товара главным образом для оптового торга.

Основными отличительными признаками различия между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками являются масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущий выставкам.

Типы ярмарок и выставок:

· общие ярмарки, выставки, смотры;

· отраслевые ярмарки, выставки;

· главные торговые ярмарки;

· более мелкие промышленные и торговые ярмарки;

· сольные выставки, их еще называют «тематическими»;

· выставки какой-либо одной фирмы или компании.

Торговый дом - крупное оптово-розничное предприятие, действующее на внутреннем рынке, имеющее разветвленную сеть розничных магазинов, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.

По организационно-правовой форме торговый дом - акционерное общество, создаваемое на добровольных началах заинтересованными предприятиями и организациями различных форм собственности и направлений деятельности для:

♦ организации эффективного производства, переработки и сбыта по рыночным ценам продукции - промышленных товаров;

♦ ресурсного обеспечения;

♦ снабжения городского и сельского населения продуктами питания и товарами народного потребления.

Аукцион - продажа с публичного торга в установленное время и в заранее назначенном месте каких-либо товаров или имущества, заблаговременно выставленных для осмотра. Продаваемые товары или имущество достаются покупателю, предложившему самую высокую цену.

Принудительные аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с неплательщика, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Корреляционный анализ в статистических расчетах
Слово “статистика” приходит от латинского слова status (состояние), которое употреблялось в значении “политическое состояние”. Большим шагом в развитии статистической науки послужило применение экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлен ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru