История экономики неразрывно связана с историей науки. Накопление научных знаний, материализуемых в технических и технологических нововведениях, периодически требовало внесения масштабных изменений в методы управления хозяйственной деятельностью на предприятиях и в применяемые государством макроэкономические механизмы регулирования. XXI в. вряд ли будет исключением. Неотложным становится постепенное ускорение замены устаревших технологических укладов на основе интенсификации внедрения в производство результатов крупных научных открытий и изобретений. Например, к прорывным направлениям научной и инженерной мысли относится энергетика, появление новых сырьевых источников энергии, способов ее генерации и передачи потребителям. При этом экономический эффект от нововведений в энергообеспечении может быть получен за счет меньших затрат на производство (добычу, обогащение) первичных энергоносителей (сырья); снижения затрат на транспортировку первичных энергоносителей до потребителей и затрат по их хранению; относительного упрощения технологий выработки энергии; удобства аккумулирования энергии, ее передачи на большие расстояния при минимизации потерь; достаточной степени технологической надежности и безопасности объектов энергетики; сокращения затрат на техническое обслуживание генерирующих источников (стационарных и передвижных) в условиях их широкого распространения в промышленном и коммунальном секторах, а также затрат по обслуживанию передающих сетей (устройств).
Прогресс в энергообеспечении может быть дополнен крупными открытиями и изобретениями в сфере энергосбережения. Это усилит общее влияние энергетических нововведений на экономику.
Прорывные научно-технические разработки, конечно, не исчерпываются энергетикой. Повсюду, где трудятся талантливые ученые и исследователи, есть хорошие возможности для успеха. Уже сам факт появления подобных открытий и изобретений в теории, а тем более их практическое использование принципиально изменят условия функционирования как рынков отдельных стратегических товаров (услуг), так и мировой экономики в целом.
Следовательно, готовиться к предстоящим переменам должны не только технические специалисты, но и экономисты. Эту подготовку целесообразно сопровождать прежде всего разработкой механизмов экономического регулирования. Нынешние сложные и недостаточно гибкие механизмы (налоговые, денежно-кредитные, таможенные) к предстоящим научно-техническим преобразованиям не приспособлены.
Обозначим некоторые существенные особенности экономического климата в будущем.
Во-первых, кардинально изменятся подходы к построению налоговой системы и содержание элементной базы многих налогов. Взимание ряда налогов будет прекращено, либо их значимость как источников пополнения бюджета сведется к минимуму, например налога на добавленную стоимость. Общая налоговая нагрузка на предприятия заметно ослабеет. Рационально сокращенный состав обязательных платежей будет определяться в первую очередь необходимостью исполнения гражданами своих конституционных обязанностей. Не исключена возможность некоторого возрастания роли неналоговых доходов государства.
Во-вторых, расширятся технические возможности финансовых институтов (банков, страховых компаний, пенсионных фондов), поле их деятельности и спектр предоставляемых услуг. Такие факторы, как оперативность, гибкость, специализация, эффективность операционных расходов и качество клиентской базы во многом определят результаты работы на рынках услуг. Дополнительную значимость в деятельности центральных банков приобретут функции обеспечения стабильной работы платежно-расчетных систем и надзорная функция, ужесточатся подходы к оценке надежности и качества работы финансовых институтов, а также повысятся стандартные требования по отношению к их отчетности. Уровень учетной ставки заметно понизится.
В-третьих, преобразуются подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности. Фискальная функция регулирования отойдет на второй план, а на первый выдвинутся функции количественного учета и качественного контроля при строгом соблюдении требований экономической безопасности. В свою очередь, будут уточняться критерии и пороговые значения состояния народного хозяйства, отвечающие условиям экономической безопасности. Расширится набор протекционистских мер для поддержания внутреннего производства наукоемких товаров. Особым направлением деятельности уполномоченных государственных органов будет контроль за финансово-хозяйственными операциями в системе электронной коммерции.
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности - это наука, изучающая экономические
показатели работы предприятия, в их комплексном развитии в целях выявления
внутрипроизводственных резервов. Под анализом в широком плане понимается способ
познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целог ...
Инновационная политика Российской Федерации
Целью написания курсовой работы является изучение
основных направлений инновационной политики России на современном этапе.
Достижение поставленной цели требует решения
следующих основных задач:
· раскрыть сущность
взаимосвязи инноваций и экономического роста;
· изложить
формиров ...