Роль государственного регулирования рынка

С самого своего возникновения государство регулировало всю совокупность общественных отношений. Следует отметить, что в условиях античности и феодализма экономические функции государства еще не были отдифференцированы от других его функций, поскольку политическое и государственное начало пронизывало все сферы общественной жизни: от культуры и воспитания подрастающего поколения до различных сфер экономики. Такая дифференциация происходит лишь в период зрелого, развитого капитализма, когда экономика обособляется от государства в относительно самостоятельную сферу общественной жизни. В результате государство стало выполнять целый ряд экономических функций. В этой связи возникает вопрос о классификации экономических функций современного государства.

Заметим, что в зарубежной и отечественной литературе можно обнаружить два основных подхода к этому решению. В рамках первого подхода эти функции трактуются в аспекте преодоления «провалов» (изъянов) рынка, осуществляемого государством. В соответствии с этим подходом американские экономисты выделяют пять экономических функций правительства:

) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции;

) перераспределение дохода и богатства;

) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта; стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости. Два других американских экономиста: П. Самуэльсон и В. Нордхаус, акцентируют внимание только на трех экономических функциях государства, полагая, что оно должно обеспечить:

• эффективность функционирования экономики путем исправления ошибок рынка, таких как монополия или сильное загрязнение;

• справедливое использование налогов и расходов для перераспределения доходов;

• при помощи налогов, расходов и денежного регулирования стимулирование макроэкономического роста и стабильности, снижение уровня безработицы и инфляции, поощряя в то же время экономический рост. Такой же подход к рассматриваемому вопросу развивают и многие российские экономисты мелкое производство и торговля не нуждаются в государственном участии, поскольку этим занимаются частные предприниматели. Что касается крупного производства, то здесь подход не столь однозначен. Здесь необходимо сочетание рыночной мотивации (стремления к получению максимальной прибыли со способностью государства привлечь большие ресурсы) [15, C.30].

В период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает в рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. [18, C.58].

Мы опять видим, что появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений. Можно сделать следующие выводы: Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

) Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

) Борьба с инфляцией;

) Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие. Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение. Прочитав книги по экономической теории M.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова, Е.Ф. Борисова, изучив труды доктора экономических наук Н.В. Сычева, проанализировав причины и роль государственного влияния на экономические процессы можно сформировать следующие рекомендации по данным главам:

) государство должно ограничиваться определенным набором функций, обеспечивая жизнедеятельность частного сектора экономики;

) государственное регулирование должно быть направлено на осуществление прямого государственного воздействия на ускорение экономических процессов в тех сферах хозяйственной деятельности, в которых рынок пока не работает;

) государство должно создавать благоприятные нормативно-правовые условия хозяйственной деятельности в реальном секторе;

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Конкуренция в Российской Федерации
Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. Обыкновенные граждане (так называемые обыватели) с рождения знают о том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов, борьбе. Сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным соперничеством, конку ...

Комплексная характеристика направлений социально-экономического развития Республики Дагестан
Актуальность выпускной работы. Современные российские экономические преобразования проходят сложные трансформационные изменения, целью которых является построение конкурентоспособной национальной экономики, выявление позитивных и негативных тенденций экономической и социальной эффективности трансформирующих меро ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru