Анализ финансовой активности неразрывно связан с денежными доходами и расходами населения. Денежные доходы включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений .
В экономико-статистическом анализе доходов и расходов можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2009 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд.руб., в 2010году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Наблюдается явная тенденция снижения разницы между доходами и расходами населения.
С точки зрения официальной статистики объективные индикаторы финансовой активности населения (доходы и расходы населения, структура сбережений, распространение банковского кредитования физических лиц и т.п.) демонстрируют неизменный рост. Однако помимо объективных индикаторов измеряются и субъективные индикаторы, отражающие настроения россиян и их представления о современной экономической ситуации их семьи. Эти индикаторы, показывавшие уверенный рост благосостояния населения в самом начале 2000-х годов, последние 3-5 лет свидетельствуют о некотором замедлении роста с точки зрения широких слоев населения.
Покупательная способность денежных доходов населения - отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.
В соответствии с моделью, разрабатываемой авторами проекта, характер финансового поведения населения в конкретный исторический период в значительной степени определяется социально-экономическим контекстом, в том числе - уровнем политической и социальной стабильности в обществе. С точки зрения повышения финансовой активности граждан большое значение имеют: устойчивость федеральной власти, сохранение равновесия основных социально-политических сил, отсутствие широкомасштабных социальных конфликтов, текущая финансово-экономическая ситуация, отражающиеся в социальном самочувствии граждан. При таких условиях, с одной стороны, у домохозяйств появляются возможности выстраивать более долгосрочные экономические стратегии (в т.ч. сберегательные, инвестиционные, кредитно-заемные и т.п.), с другой - снижаются риски не правовой ликвидации финансовых институтов - основных контрагентов финансовой активности граждан.
Показатель социальной адаптации граждан (доля россиян, оценивающих материальное положение своей семьи как «очень хорошее», «хорошее», «среднее») в докризисный период оставался весьма стабильным и даже имел некоторую тенденцию к росту, достигнув максимума к началу осени 2008 г. (77%). См. приложение 2.
Далее произошло снижение показателя социальной адаптации, ставшее отражением мирового финансового кризиса, но оно было, во-первых, небольшим (до 60-70%), а во-вторых, довольно коротким по времени. В июне 2010 г. зафиксирован очередной «пик» в те же 77%, и в течение осени уровень социальной адаптации оставался стабильно высоким. Не-которое снижение доли адаптированных россиян в конце 2010 - начале 2011 г. (до 69-71%), возможно, имеет сезонный характер.
Сходные тренды демонстрирует и показатель социального оптимизма. Заметное падение в кризисном 2009 г. доли россиян, ожидающих улучшения жизни, сменилось ростом и последующей стабилизацией, хотя докризисный уровень в 20-22% граждан, оптимистично оценивающих свое будущее материальное положение, достигнут не был.
Анализ индекса потребительских цен на годовом уровне показывает, что за первую половину 2000-х гг. удалось достичь значительного снижения инфляции с 20% в 2000 г. до 9% в 2006 г Однако в 2007 и 2008 г. инфляция снова выросла, и в 2008 г. достигла 13,3%. За 2009 год тенденция изменилась и инфляция снизилась, оказавшись ниже уровня 2006 года, составив 8,8%, а в 2010 году - 8,5% . См. приложение 3.
На протяжении всего 2010 года продолжался неуклонный рост индекса потребительских цен на услуги - от 0,3% до 1,6% в месяц (наиболее высокими темпы роста инфляции были в январе 2010 г., что вполне традиционно).
Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе
характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации
выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к
природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в
экономической структуре рентных и ...
Концепция экономического (промышленного) цикла К. Маркса
С
начала XIX века, когда уже были достаточно развиты рыночные и товарно-денежные
отношения, экономика развитых стран начала переживать так называемые «кризисы
перепроизводства», сопровождаемые различными негативными явлениями: сложность
реализации продукции, низкий уровень спроса на товары и услуги, падение уровн ...