Реализация развития в рамках концепции устойчивого развития, является сложной фундаментальной задачей, решение которой, возможно, содержит будущее.
В современных индустриальных странах квалификация работников становится ключевым фактором вложения в рабочую силу (по-другому человеческий капитал), так как именно такие затраты способны задействовать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП, так как квалифицированная рабочая сила способна совершенствоваться.
В нашем столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г., хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера [8,c.84].
В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.
Квалификацию работников, он считал, ключевым фактором в конкурентной борьбе.
Человеческий капитал - инвестиции в образование рабочей силы, в повышение квалификации работников, в социальные программы. Такие вложения способны задействовать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП, поэтому инвестирование в человеческий капитал актуальная задача и на мой взгляд за данным направлением стоит будущее.
Инвестиции в человеческий капитал - прямые денежные затраты на образование и доход, недополученный за время, затраченное на образование [19]. Также хотелось бы выделить разновидности данных инвестиций:
1) Общее образование - повышает в целом мастерство индивида, его предельную производительность. Знания и навыки могут быть использованы на любом месте работы. Проблемой выступает тот факт, что предприниматель не заинтересован в его оплате по причине отсутствия гарантий получения эффекта в конкретной работе, поэтому его оплачивает государство как разновидность общественного блага, или сам индивид.
2) Специальное обучение - повышает производительность труда конкретного работника, исходя из этого понятно, что предпринимателю (фирме) выгодна оплата данного образования.
Беккером были выведены кривые спроса и предложения инвестиций в "человеческий капитал" и создана универсальная модель распределения личных доходов.
В последствие, данная теория подверглась серьезной эмпирической проверке. Для американской экономики были выявлены эмпирические зависимости между сроком обучения человека за весь его жизненный цикл и среднедушевым доходом для каждого периода его возраста, в результате выявили, что среднедушевой доход напрямую зависит от сроков обучения человека, более того, рост дохода опережает рост сроков обучения. Наглядно данная модель представлена на рисунке 1.1, где за базовый уровень принят доход человека с неполным средним образованием (кривая "A"). Уже при росте сроков образования в 1,15 раза среднедушевой доход увеличивается в годы пик (возраст 40 - 55 лет) в 1,5 раза (кривая "B"). Дальнейшее увеличение продолжительности образования в 1,7 раза приводит к повышению максимальной величины среднедушевого дохода более чем в 2,3 раза (кривая "C"). И, наконец, рост сроков обучения, по сравнению с базовым уровнем в 2,14 раза и в 2,42 раза приводит к росту "пиковых" доходов соответственно в 3,5 раза (кривая "D") и в 4 раза (кривая "E"). Следует также отметить, что для лиц, получивших более серьезное и качественное образование, вместе с ростом их "пиковых" доходов в трудоспособном возрасте растет и средняя величина аннуитетов, которые они получают после выхода на пенсию.
Рис. 1.1 Зависимость величины среднедушевого дохода для отдельных возрастных интервалов человека от сроков обучения [1, с.615]
Таким образом, концепции экономического роста, в основном, рассматривают с позиций неоклассиков и неокейнсианцев. Также не стоит забывать о наиболее актуальных и приоритетных концепция, таких как концепция устойчивого развития и человеческого капитала.
Оценка качества экономического роста
Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области
инновационный малый бизнес целевой
Преодоление
последствий мирового экономического кризиса и выход России на качественно новый
уровень технического и экономического развития невозможен без активизации
инновационных процессов. Менее ощутимое снижение инновационной активности малых
предприятий с одной стороны связан ...
Концепция экономического (промышленного) цикла К. Маркса
С
начала XIX века, когда уже были достаточно развиты рыночные и товарно-денежные
отношения, экономика развитых стран начала переживать так называемые «кризисы
перепроизводства», сопровождаемые различными негативными явлениями: сложность
реализации продукции, низкий уровень спроса на товары и услуги, падение уровн ...