Основным элементом зоны опережающего экономического развития должны выступить крупные агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность субъектов республики и выступающие источником изменений.
Главными целями агломераций являются:
экономическая привлекательность и высокое качество жизни на территории агломерации;
создание особых условий привлечения инвестиций;
полицентрическое развитие городов и агломераций;
развитие системы расселения внутри агломерации и структурирование территории.
Агломерации как инновационная для Северного Кавказа модель будет модернизировать пространственное развитие республики, создаст в ней условия для мощного экономического роста.
Одной из задач пространственного развития является формирование городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека в столице республики, условий для устойчивого социально-экономического развития городского округа «город Махачкала». На территории города Махачкалы предполагается развитие функциональных зон (административной, деловой, образовательной, торговой, промышленно-логистической, культурной, спортивной, туристско-рекреационной). Выгодное транспортно-географическое положение создаст дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию коммуникаций.
Городской округ «город Махачкала» является центром торгово-транспортно-логистического и социально-инновационного комплексов Республики Дагестан, а также включает в себя интеллектуальную и административную составляющую промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического и туристско-рекреационного комплексов.
Стратегическая цель 4 - институциональное развитие: создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.
Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:
развитие региональной институциональной системы государственного управления.
формирование частной деловой и общественной институциональной среды.
формирование системы государственно-частных институтов развития.
Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста в Республике Дагестан носят не финансовый, а институциональный характер.
Реформирование механизмов государственного и муниципального управления Республики Дагестан осуществляется по следующим направлениям:
оптимизация структуры исполнительной власти;
создание эффективной системы регионального стратегического управления;
повышение качества регионального законотворчества и контроля за исполнением законодательных актов.
Возрастает роль институтов развития, которые должны стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Работа институтов развития основывается на следующих принципах:
создаваться для решения конкретных проблем развития;
создаваться на основе механизма государственно-частного партнерства;
стимулировать развитие одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Дагестан;
финансирование институтов развития со стороны государства должно быть предусмотрено в виде ежегодных фиксированных траншей, сумма которых ежегодно сокращается;
привлеченные для работы в институтах развития региональные специалисты и отраслевые эксперты не являются государственными служащими, их вознаграждение напрямую связано с результатами деятельности.
Таблица 1 Основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан
Показатель |
2008 г. |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
Добавленная стоимость (ВРП), млрд. руб. |
211,3 |
258,3-275,9 |
337,8-411,8 |
519,8-751,5 |
692,4-1059,9 |
Торгово-транспортно- логистический комплекс |
60,6 |
77,5-87,2 |
101,3-136,4 |
175,0-286,8 |
239,8-413,3 |
Промышленный комплекс |
3,8 |
6,6-7,1 |
16,8-26,8 |
46,4-89,7 |
54,7-108,3 |
Агропромышленный комплекс |
34,5 |
42,2-44,9 |
54,3-64,6 |
68,6-93,1 |
84,8-125,1 |
Топливно-энергетический комплекс |
7,8 |
7,8 |
9,3-9,5 |
11,9-13,2 |
14,6-18,3 |
Строительный комплекс |
51,5 |
62,8-64,8 |
81,9-89,4 |
108,1-124,8 |
132,3-158,3 |
Социально-инновационный комплекс |
38,9 |
47,2-48,9 |
56,1-63,9 |
82,1-107,6 |
122,1-174,0 |
Туристско-рекреационный комплекс |
14,0 |
14,2-15,0 |
17,9-21,4 |
27,8-37,3 |
44,2-62,6 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, относимых к экономическим комплексам, тыс. чел. |
938,3 |
949,3-987,7 |
1046,4-1065,7 |
1112,8-1173,5 |
1116,3-1266,4 |
Торгово-транспортно- логистический комплекс |
195,9 |
197,7-204,8 |
200,8-223,4 |
201,1-230,2 |
201,5-276,6 |
Промышленный комплекс |
41,4 |
45,9-49,5 |
69,1-94,4 |
113,1-121,1 |
116,8-117,2 |
Агропромышленный комплекс |
270,9 |
271,4-287,1 |
274,2-295,7 |
273,8-300,3 |
272,5-300,9 |
Топливно-энергетический комплекс |
10,0 |
10,0 |
10,3-11,2 |
9,6-10,9 |
9,2-10,1 |
Строительный комплекс |
98,8 |
98,5-104,2 |
121,5-132,2 |
119,1-133,3 |
134,9-149,3 |
Социально-инновационный комплекс |
269,5 |
274,7-279,4 |
288,3-294,6 |
303,2-308,9 |
307,2-322,8 |
Туристско-рекреационный комплекс |
51,8 |
51,1-52,6 |
56,2-57,8 |
72,3-74,5 |
73,8-90,5 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
7,6 |
9,3-9,8 |
11,6-15,1 |
17,0-25,3 |
21,9-34,8 |
Торгово-транспортно- логистический комплекс |
7,7 |
8,6-9,7 |
10,4-15,4 |
17,3-26,4 |
21,8-29,0 |
Промышленный комплекс |
6,0 |
8,0-8,3 |
7,7-16,5 |
15,9-28,4 |
17,8-35,3 |
Агропромышленный комплекс |
2,6 |
4,1-4,3 |
5,9-6,6 |
8,1-10,6 |
10,7-16,4 |
Топливно-энергетический комплекс |
12,7 |
13,4 |
14,8-16,1 |
21,8-22,7 |
26,9-34,6 |
Строительный комплекс |
7,2 |
10,4-10,5 |
14,6-17,4 |
19,0-24,6 |
28,8-31,6 |
Социально-инновационный комплекс |
8,2 |
9,7-9,9 |
11,7-13,0 |
17,1-22,0 |
26,1-35,2 |
Туристско-рекреационный комплекс |
6,3 |
7,2-7,7 |
9,7-11,7 |
13,3-18,4 |
23,0-27,8 |
Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, млрд. руб. |
16,3 |
17,7-19,3 |
32,2-41,3 |
56,6-84,9 |
81,5-129,1 |
Торгово-транспортно- логистический комплекс |
2,2 |
2,9-3,4 |
6,0-8,5 |
13,7-23,1 |
22,1-39,7 |
Промышленный комплекс |
0,5 |
0,9 |
2,4-3,7 |
7,6-15,1 |
9,6-19,6 |
Агропромышленный комплекс |
2,2 |
3,6-4,3 |
7,1-10,2 |
9,2-14,6 |
10,9-18,3 |
Топливно-энергетический комплекс |
2,4 |
2,4 |
2,8 |
3,5-3,8 |
4,1-5,1 |
Строительный комплекс |
1,5 |
2,0-2,2 |
6,1-7,2 |
9,3-11,1 |
12,9-15,7 |
Социально-инновационный комплекс |
4,4 |
5,1-5,2 |
6,0-6,7 |
8,7-10,8 |
12,6-17,3 |
Туристско-рекреационный комплекс |
0,1 |
0,3-0,4 |
1,1-1,3 |
3,3-4,4 |
7,4-10,5 |
Прочие налоговые доходы |
3,0 |
0,4-0,5 |
0,8-1,0 |
1,3-2,0 |
1,9-3,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
86,9 |
70,7-127,2 |
59,2-108,4 |
61,3-97,9 |
52,1-83,8 |
Торгово-транспортно- логистический комплекс |
30,2 |
19,6-32,1 |
18,5-41,2 |
9,4-15,7 |
1,8-3,5 |
Промышленный комплекс |
2,1 |
6,1-11,2 |
4,5-8,9 |
2,0-3,9 |
0,1-0,2 |
Агропромышленный комплекс |
6,6 |
8,4-12,5 |
6,5-11,1 |
5,4-9,7 |
6,2-11,8 |
Топливно-энергетический комплекс |
3,0 |
4,0-7,5 |
2,4-3,5 |
8,4-12,8 |
1,6-1,7 |
Строительный комплекс |
28,9 |
22,8-31,4 |
15,5-24,1 |
18,9-30,8 |
21,3-34,7 |
Социально-инновационный комплекс |
10,8 |
6,8-11,6 |
7,2-12,9 |
11,4-16,5 |
14,2-22,1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
5,3 |
3,1-20,9 |
4,6-6,8 |
5,8-8,6 |
6,8-10,0 |
Индикаторы | |||||
Население, млн. чел. |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
Численность занятых в экономике (в т.ч. не относимых к экономическим комплексам), млн. чел. |
1,1 |
1,1 |
1,2 - 1,3 |
1,2 |
1,3-1,4 |
Уровень безработицы |
13,4% |
10,8-12,0% |
8,7-11,2% |
7,1-11,1% |
7,0-10,1% |
Темп роста ВРП (среднегодовой), % |
12,7% |
5,2-6,9% |
9,4-14,3% |
9,0-12,8% |
5,9-7,1% |
ВРП на душу населения, тыс. руб. |
77,9 |
92,5-98,8 |
118,0-143,8 |
175,7-254,0 |
230,2-352,4 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
10,1% |
8,8-9,6% |
7,6-9,2% |
6,6-8,7% |
5,8-8,3% |
Доходы консолидированного бюджета РД на душу населения, тыс. руб. |
19,4 |
19,7-20,1 |
23,2-25,8 |
29,0-36,7 |
35,2-47,8 |
Ипотечное кредитование
Эта
тема актуальна, так как понятие "ипотеки" достаточно новое и для
большинства остаётся неопределённым. Развитие системы ипотечного кредитования
не только решает одновременно массу проблем - как социальных, так и
экономических, но и рассматривается как важный инструмент воздействия на
экономическую с ...
Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - состояние экономической
системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема
покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического
равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического
равновесия тесно связано с ...