Перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан

Основным элементом зоны опережающего экономического развития должны выступить крупные агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность субъектов республики и выступающие источником изменений.

Главными целями агломераций являются:

экономическая привлекательность и высокое качество жизни на территории агломерации;

создание особых условий привлечения инвестиций;

полицентрическое развитие городов и агломераций;

развитие системы расселения внутри агломерации и структурирование территории.

Агломерации как инновационная для Северного Кавказа модель будет модернизировать пространственное развитие республики, создаст в ней условия для мощного экономического роста.

Одной из задач пространственного развития является формирование городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека в столице республики, условий для устойчивого социально-экономического развития городского округа «город Махачкала». На территории города Махачкалы предполагается развитие функциональных зон (административной, деловой, образовательной, торговой, промышленно-логистической, культурной, спортивной, туристско-рекреационной). Выгодное транспортно-географическое положение создаст дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию коммуникаций.

Городской округ «город Махачкала» является центром торгово-транспортно-логистического и социально-инновационного комплексов Республики Дагестан, а также включает в себя интеллектуальную и административную составляющую промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического и туристско-рекреационного комплексов.

Стратегическая цель 4 - институциональное развитие: создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.

Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:

развитие региональной институциональной системы государственного управления.

формирование частной деловой и общественной институциональной среды.

формирование системы государственно-частных институтов развития.

Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста в Республике Дагестан носят не финансовый, а институциональный характер.

Реформирование механизмов государственного и муниципального управления Республики Дагестан осуществляется по следующим направлениям:

оптимизация структуры исполнительной власти;

создание эффективной системы регионального стратегического управления;

повышение качества регионального законотворчества и контроля за исполнением законодательных актов.

Возрастает роль институтов развития, которые должны стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.

Работа институтов развития основывается на следующих принципах:

создаваться для решения конкретных проблем развития;

создаваться на основе механизма государственно-частного партнерства;

стимулировать развитие одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Дагестан;

финансирование институтов развития со стороны государства должно быть предусмотрено в виде ежегодных фиксированных траншей, сумма которых ежегодно сокращается;

привлеченные для работы в институтах развития региональные специалисты и отраслевые эксперты не являются государственными служащими, их вознаграждение напрямую связано с результатами деятельности.

Таблица 1 Основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан

Показатель

2008 г.

2012 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Добавленная стоимость (ВРП), млрд. руб.

211,3

258,3-275,9

337,8-411,8

519,8-751,5

692,4-1059,9

Торгово-транспортно- логистический комплекс

60,6

77,5-87,2

101,3-136,4

175,0-286,8

239,8-413,3

Промышленный комплекс

3,8

6,6-7,1

16,8-26,8

46,4-89,7

54,7-108,3

Агропромышленный комплекс

34,5

42,2-44,9

54,3-64,6

68,6-93,1

84,8-125,1

Топливно-энергетический комплекс

7,8

7,8

9,3-9,5

11,9-13,2

14,6-18,3

Строительный комплекс

51,5

62,8-64,8

81,9-89,4

108,1-124,8

132,3-158,3

Социально-инновационный комплекс

38,9

47,2-48,9

56,1-63,9

82,1-107,6

122,1-174,0

Туристско-рекреационный комплекс

14,0

14,2-15,0

17,9-21,4

27,8-37,3

44,2-62,6

Среднегодовая численность занятых в экономике, относимых к экономическим комплексам, тыс. чел.

938,3

949,3-987,7

1046,4-1065,7

1112,8-1173,5

1116,3-1266,4

Торгово-транспортно- логистический комплекс

195,9

197,7-204,8

200,8-223,4

201,1-230,2

201,5-276,6

Промышленный комплекс

41,4

45,9-49,5

69,1-94,4

113,1-121,1

116,8-117,2

Агропромышленный комплекс

270,9

271,4-287,1

274,2-295,7

273,8-300,3

272,5-300,9

Топливно-энергетический комплекс

10,0

10,0

10,3-11,2

9,6-10,9

9,2-10,1

Строительный комплекс

98,8

98,5-104,2

121,5-132,2

119,1-133,3

134,9-149,3

Социально-инновационный комплекс

269,5

274,7-279,4

288,3-294,6

303,2-308,9

307,2-322,8

Туристско-рекреационный комплекс

51,8

51,1-52,6

56,2-57,8

72,3-74,5

73,8-90,5

Средняя заработная плата, тыс. руб.

7,6

9,3-9,8

11,6-15,1

17,0-25,3

21,9-34,8

Торгово-транспортно- логистический комплекс

7,7

8,6-9,7

10,4-15,4

17,3-26,4

21,8-29,0

Промышленный комплекс

6,0

8,0-8,3

7,7-16,5

15,9-28,4

17,8-35,3

Агропромышленный комплекс

2,6

4,1-4,3

5,9-6,6

8,1-10,6

10,7-16,4

Топливно-энергетический комплекс

12,7

13,4

14,8-16,1

21,8-22,7

26,9-34,6

Строительный комплекс

7,2

10,4-10,5

14,6-17,4

19,0-24,6

28,8-31,6

Социально-инновационный комплекс

8,2

9,7-9,9

11,7-13,0

17,1-22,0

26,1-35,2

Туристско-рекреационный комплекс

6,3

7,2-7,7

9,7-11,7

13,3-18,4

23,0-27,8

Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, млрд. руб.

16,3

17,7-19,3

32,2-41,3

56,6-84,9

81,5-129,1

Торгово-транспортно- логистический комплекс

2,2

2,9-3,4

6,0-8,5

13,7-23,1

22,1-39,7

Промышленный комплекс

0,5

0,9

2,4-3,7

7,6-15,1

9,6-19,6

Агропромышленный комплекс

2,2

3,6-4,3

7,1-10,2

9,2-14,6

10,9-18,3

Топливно-энергетический комплекс

2,4

2,4

2,8

3,5-3,8

4,1-5,1

Строительный комплекс

1,5

2,0-2,2

6,1-7,2

9,3-11,1

12,9-15,7

Социально-инновационный комплекс

4,4

5,1-5,2

6,0-6,7

8,7-10,8

12,6-17,3

Туристско-рекреационный комплекс

0,1

0,3-0,4

1,1-1,3

3,3-4,4

7,4-10,5

Прочие налоговые доходы

3,0

0,4-0,5

0,8-1,0

1,3-2,0

1,9-3,0

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

86,9

70,7-127,2

59,2-108,4

61,3-97,9

52,1-83,8

Торгово-транспортно- логистический комплекс

30,2

19,6-32,1

18,5-41,2

9,4-15,7

1,8-3,5

Промышленный комплекс

2,1

6,1-11,2

4,5-8,9

2,0-3,9

0,1-0,2

Агропромышленный комплекс

6,6

8,4-12,5

6,5-11,1

5,4-9,7

6,2-11,8

Топливно-энергетический комплекс

3,0

4,0-7,5

2,4-3,5

8,4-12,8

1,6-1,7

Строительный комплекс

28,9

22,8-31,4

15,5-24,1

18,9-30,8

21,3-34,7

Социально-инновационный комплекс

10,8

6,8-11,6

7,2-12,9

11,4-16,5

14,2-22,1

Туристско-рекреационный комплекс

5,3

3,1-20,9

4,6-6,8

5,8-8,6

6,8-10,0

Индикаторы

Население, млн. чел.

2,7

2,8

2,9

3,0

3,0

Численность занятых в экономике (в т.ч. не относимых к экономическим комплексам), млн. чел.

1,1

1,1

1,2 - 1,3

1,2

1,3-1,4

Уровень безработицы

13,4%

10,8-12,0%

8,7-11,2%

7,1-11,1%

7,0-10,1%

Темп роста ВРП (среднегодовой), %

12,7%

5,2-6,9%

9,4-14,3%

9,0-12,8%

5,9-7,1%

ВРП на душу населения, тыс. руб.

77,9

92,5-98,8

118,0-143,8

175,7-254,0

230,2-352,4

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

10,1%

8,8-9,6%

7,6-9,2%

6,6-8,7%

5,8-8,3%

Доходы консолидированного бюджета РД на душу населения, тыс. руб.

19,4

19,7-20,1

23,2-25,8

29,0-36,7

35,2-47,8

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Немного больше об экономике сегодня

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области
инновационный малый бизнес целевой Преодоление последствий мирового экономического кризиса и выход России на качественно новый уровень технического и экономического развития невозможен без активизации инновационных процессов. Менее ощутимое снижение инновационной активности малых предприятий с одной стороны связан ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru