Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон» О естественных монополиях».
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:
предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);
штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);
прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации. На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. [8, С. 510]
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка, в таблице 2.2 приведены примеры организаций монополистов.
Таблица 2.2. Предприятия-нарушители антимонопольного законодательства
Название предприятия |
Отрасль |
Постановление ФАС |
ОАО «МГТС» |
Услуги телефонной связи |
ФАС МО от 24.01.2008 №КА-А40/14610-07). |
ООО» ЛУКОЙЛ-Волганефтепродук» |
Добыча, переработка, реализация нефтепродуктов |
ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу №А79-8795/2009 |
МУП «Электротеплосеть» |
Коммунальные услуги |
ЦО от 22.10.2009 по делу №А35-7959/08-С20) |
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится. [20]
Инновации и их роль в экономике
Новое
знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его
важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности
для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба
научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории
по-ра ...
Институты и дефекты экономической политики
В современных условиях в России совокупность
институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу
экономической системы общества. Институты рыночной экономики обеспечивают
механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во
взаимодействиях людей. Институты рыночной экон ...