Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.
) Конкуренция по методам осуществления, подразделяется на ценовую и неценовую. [3, С. 124]
Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии предприятий. В зависимости от конкретных условий, складывающихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция - это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.
Неценовая. Этот вид конкуренции включает разнообразные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.
) Конкуренция по отраслевой принадлежности, подразделяется на внутриотраслевую и межотраслевую. [3, С. 127]
Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие - разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция - это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.
Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).
) Конкуренция по степени свободы, подразделяется на совершенную и несовершенную. [5, С. 162.], [5, С. 173.]
Совершенная.
Базируется на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. [5, С. 162]
Несовершенная. Базируется на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. [8, С. 510]
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель. [6, С. 215]
Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность
темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью
ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству,
фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на
покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые
...
Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение
продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие
от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно
различают:
- по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию
продовольствия для дост ...