Конкуренция ее виды и роль в экономическом развитии

Конкуренция

- это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Конкуренция

- соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.

На мой взгляд, эти определения полностью раскрывают понятие конкуренции.

Конкуренцию делят на виды:

1. Совершенная конкуренция, свободная

или чистая -

экономическая модель, встречающаяся только в идеализированном рынке, в этой модели не производитель, не потребитель не в силах повлиять на стоимость товара, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Все признаки должны СОБЛЮДАТСЯ, при отсутствии хоть одного признака это уже будет несовершенной конкуренции

. Девид Рикардо считал, что в условии совершенной конкуренции экономическая прибыль будет уменьшаться у каждого из продавцов.

2. Несовершенная конкуренция -

экономическая модель в которой отдельные производители имеют возможность контролировать стоимость продукции, которую они производят. В современной экономике эта модель считается наиболее распространённой.

Признаки не совершенной конкуренции:

· наличие входных барьеров в отрасль;

· дифференцированность продукции

· основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

· возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек.

Виды рынков несовершенной конкуренции

Количество производителей

Степень дифференциации продукции

Степень контроля над ценами

Барьеры для входа на рынок

Монополистическая конкуренция

Большое количество фирм

Разнообразная продукция

Относительно небольшая

Низкие

Олигополия

Малое количество фирм

Однообразная продукция или с незначительными различиями

Частичная

Высокие

Монополия

Одна фирма

Однообразная продукция не имеющая субститутов

Полная

Высокие

Примеров рынков с несовершенной конкуренции очень много. Например рынок газировок, во главе которого стоят компании Coca Cola и Pepsi. Так же к несовершенной экономике относится рынок автомобилей (BMW, Mercedes Benz, Audi др.), рынок бытовой техники (Samsung, LG, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Виды несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

(Monopolistic competition) - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Олигополия

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция спроса и предложения. Кривая Филлипса
Исходя из состояния спроса и предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен налицо инфляция спроса. Экономика второй половины ХХ в. характеризуется не только инфляцией спроса. Для современной экономики ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru