Конкуренция
- это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Конкуренция
- соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
На мой взгляд, эти определения полностью раскрывают понятие конкуренции.
Конкуренцию делят на виды:
1. Совершенная конкуренция, свободная
или чистая -
экономическая модель, встречающаяся только в идеализированном рынке, в этой модели не производитель, не потребитель не в силах повлиять на стоимость товара, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Признаки совершенной конкуренции:
· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
· однородность и делимость продаваемой продукции
· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
· высокая мобильность факторов производства
· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
Все признаки должны СОБЛЮДАТСЯ, при отсутствии хоть одного признака это уже будет несовершенной конкуренции
. Девид Рикардо считал, что в условии совершенной конкуренции экономическая прибыль будет уменьшаться у каждого из продавцов.
2. Несовершенная конкуренция -
экономическая модель в которой отдельные производители имеют возможность контролировать стоимость продукции, которую они производят. В современной экономике эта модель считается наиболее распространённой.
Признаки не совершенной конкуренции:
· наличие входных барьеров в отрасль;
· дифференцированность продукции
· основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
· возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек.
Виды рынков несовершенной конкуренции |
Количество производителей |
Степень дифференциации продукции |
Степень контроля над ценами |
Барьеры для входа на рынок |
Монополистическая конкуренция |
Большое количество фирм |
Разнообразная продукция |
Относительно небольшая |
Низкие |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однообразная продукция или с незначительными различиями |
Частичная |
Высокие |
Монополия |
Одна фирма |
Однообразная продукция не имеющая субститутов |
Полная |
Высокие |
Примеров рынков с несовершенной конкуренции очень много. Например рынок газировок, во главе которого стоят компании Coca Cola и Pepsi. Так же к несовершенной экономике относится рынок автомобилей (BMW, Mercedes Benz, Audi др.), рынок бытовой техники (Samsung, LG, Sony) и др.
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Виды несовершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция
(Monopolistic competition) - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Олигополия
Комплексный экономический анализ деятельности предприятия
Тема данной курсовой работы - комплексный экономический
анализ деятельности предприятия.
Для современной рыночной экономики характерна усиливающаяся
нестабильность внешней среды. События становятся все более непривычными и
непредсказуемыми. Это значит, что деятельность предприятия должна изучаться как
система. ...
Качество экономического роста в современной отечественной экономике
Представленная работа посвящена теме
"Качество экономического роста в современной, отечественной
экономике". Существенные изменения, которые претерпевает экономический
рост сегодня, позволяет увидеть осуществляемый в настоящее время процесс
перехода к постиндустриальной экономической системе. Все заметн ...