Олигополия

Для олигополии характерны три признака:

в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;

кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

На рынке олигополии цены меняются редко, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены обычно связано со значительными издержками.

Олигополии присущи следующие экономические явления:

Олигополистическая взаимозависимость − ситуация на рынке, при которой продавцы в своих действиях зависят не только от реакции потребителей, но и от действий своих соперников на рынке. При олигополистической взаимозависимости изменение цены (или другого параметра) одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы.

Сговор − ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию.[5] Данную ситуацию проиллюстрируем графиком.

Рис. 1.5. Модель тайного сговора

[1]

Как видно из графика, в состоянии сговора предельные издержки фирм-олигополистов равны предельному доходу, т.е. MR=МС, при этом цена товара превышает средние издержки, т.е Р>АС.

Война цен − повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли, посредством которого фирмы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов. [5]

Рис. 1.6. Модель ценовой войны

[1]

График отражает состояние ценовой войны между фирмами, цена товара в равновесном положении равняется средним издержкам, т.е. Р=АС, но экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю. Данная ситуация выгодна покупателям товаров.

Вывод: олигополия - это явление, которое выступает как нечто среднее между монополией и конкуренцией, и имеет свои характерные черты. В целом фирмы на таком рынке зависят друг от друга, и действие одной фирмы отражается на деятельности остальных участников.

ЧЕРТЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

конкуренция монополия олигополия рыночный

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность. Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или технологического процесса, а также создание нового продукта или технологического процесса, реализуемого ...

Инфляционные процессы в Республике Беларусь, их последствия и принимаемые антиинфляционные меры
Инфляция является неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства, оказывающим неоднозначное воздействие на экономику. В результате инфляции растет денежная масса. Некоторый рост денежной массы (до 10% в год) создает стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, ускоряет платежный оборот, способствует активизац ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru