Интеллектуальная рента образуется за счет надбавки к средней цене реализации интеллектуальной собственности, продажи патентов и лицензий и гудвилла инновационно активных предприятий (рис. 3).
Рис. 3. Образование интеллектуальной ренты
По мере распространения информационных и наукоемких способов производства объем интеллектуальной ренты сначала убывает, а затем, после инвестиций на восстановление физического и человеческого капиталов, появляется новый источник дохода из новой ренты, благодаря этим инвестициям.
Назарычева Т.М. предлагает четыре способа выражения интеллектуальной ренты:
. Интеллектуальная рента состоит из дохода инноватора (Динн) и средней прибыли инновационной фирмы (Рср) (См. рис. 4).
Рис. 4. Первый способ формирования интеллектуальной ренты
. Интеллектуальная рента образуется из дохода инноватора (Динн), дохода инвестора, вкладывающего средства в процесс реализации инновации (Динв), и средней прибыли инновационной фирмы (Рср) (См. рис. 5). При этом доход инвестора включает в себя процент на вложенный капитал и премию за риск потери вложенных средств.
Рис. 5. Второй способ формирования интеллектуальной ренты
. Тиражирование инноваций. В результате внедрения различных инноваций в производстве и общественные процессы возможно взаимопроникновение инноваций и возникновение на их основе новых товаров и услуг. Здесь средняя прибыль инновационной фирмы будет больше, чем во втором варианте из-за расширения емкости сбыта инноваций среди многих инновационно активных предприятий приобретающих лицензии (См. рис.6).
Рис. 6. Третий способ формирования интеллектуальной ренты
При этом цена продуктовых инноваций будет состоять из следующих элементов:
Цнп = Ринн + Цан ;
где Цнп - цена нового продукта; Ринн - инновационная прибыль, полученная в результате реализации инновационных продуктов, равная сумме средней прибыли предприятия, внедрившего инновацию, процента па венчурный капитал для инвестора, инновационного дохода инноватора и избыточной коммерческой прибыли из-за превышения спроса над предложением; Цан - цена аналогичной для инновации продукции, уже существующей на рынке.
5. Механизм получения интеллектуальной ренты на макроэкономическом уровне (См. рис. 7).
Рис. 7. Четвертый способ формирования интеллектуальной ренты
Из этого следует, что интеллектуальная рента образуется за счет надбавки к средней цене и продажи интеллектуальной собственности и гудвилла. На вновь созданную продукцию надбавка к средней цене действует на протяжении 2-3 лет (максимум 5 лет), то есть до тех пор, пока существует монополия на выпуск этой продукции. По мере освоения выпуска этой продукции другими субъектами надбавка к средней цене уменьшается и с появлением конкуренции полностью исчезает, а следовательно, исчезает и интеллектуальная рента.
На макроэкономическом уровне интеллектуальная рента состоит из трех слагаемых:
Рн = Рц + Рис + Рг,
где Рн - общая интеллектуальная рента; Рц - интеллектуальная рента от продажи новой продукции по более высоким ценам; Рис - интеллектуальная рента от продажи лицензий, патентов и ноу-хау; Рг - интеллектуальная рента от гудвилла.
Очень важно правильно рассчитать все показатели интеллектуальной ренты. Суша Г.З. и Луцевич А.Д. предлагают следующую модель формирования интеллектуальной ренты:
Магазин Вестфалика
Разработка
бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм
планирования в рыночной экономике.
Бизнес-план
- это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия,
анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет
способы решения этих пробл ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
1. Дать общую характеристику предприятия: год создания,
организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, вид деятельности, ее
масштабы, основные потребители продукции и другие сведения.
Примечание: название предприятия в интересах его собственников и
руководителей может быть изменено на любое другое ...